Найти тему
КиноИнна

«Фонтан» 1988г. — перестроечный шедевр. Можно ли его сравнивать с фильмом «Дурак» 2014г. Юрия Быкова?

«Если у тебя есть фонтан—заткни его. Дай отдохнуть и фонтану» (Козьма Прутков)

Приветствую зашедших на канал, с Вами на связи КиноИнна.

Сегодня хочу обсудить фильм «Фонтан» 1988г. талантливого режиссера Юрия Мамина. Фильмы Юрия Мамина «Фонтан», «Окно в Париж», короткометражка «День Нептуна» стали всенародными любимцами в годы выхода. Они точно уловили ироническую меланхолию смены эпох и полюбились зрителям. Сейчас фильмы Юрия Мамина незаслуженно забыты. А зря.

«Фонтан» снят в узнаваемом режиссерском стиле, комедийный фильм-фантасмагория. Сюжет картины часто сравнивают с фильмом «Дурак» 2014г., и у картин правда есть много общего. Начиная с основной нити сюжета, заканчивая отображением пороков общества и власть имущих. Но исполнение абсолютно разное! В конце статьи выскажусь на этот счет и сравним фильмы.

кадр из фильма "Дурак"
кадр из фильма "Дурак"

Итак, о чем фильм «Фонтан»?

Перестроечный зимний Ленинград. Главные герои картины—жильцы жилого дома, который того и гляди рухнет. Лифт не работает. Крыша проседает под тяжестью снега. Через стену дома проходит сквозная трещина... Дом держится на честном слове и буквально на плечах главного инженера ЖЭКа Лагутина (Сергей Дрейден).

Вот тут то и проводят первую параллель с фильмом Быкова. Основная нить сюжета «Дурака» так же дом, который может рухнуть вместе с жильцами.

Существует теория. В обоих фильмах, разрушающийся дом—аллегория. Падающий дом, как бы, символизирует нашу страну в целом. Разруха в головах и на местах. И там и там показан ужасно неустроенный и убогий быт наших сограждан. Но, опять-таки исполнение и подача картин...«Фонтан»—по настоящему смешная, талантливая и многослойная картина. Не смотря на сюжет, оставляет приятное «послевкусие» и чувство тихой грусти. Фильм иногда смешит до слез, и это правда, смех сквозь слезы. А после просмотра «Дурака» хочется пойти и застрелится. Чувство полной безнадеги и беспомощности. Я серьезно. Посмотрела его как-то ночью, после просмотра хотелось выйти на балкон и завыть на луну.

кадр из фильма "Фонтан"
кадр из фильма "Фонтан"

Вернемся к «Фонтану». Фильм наполнен до краев сравнениями и скрытыми смыслами, в нём представлены практически все типажи наших соотечественников—ироничный срез общества. Чего только стоит начальная сцена фильма: где-то в пустыне Средней Азии дедуля набирает бережно воду, льющуюся тонюсенькой струйкой из под камня. Подъезжает Камаз с нашими энергичными ребятами, просят дедка набрать воды в канистры. Увидев эту тонкую струйку : «Володя! Так мы весь день корячится будем!», динамитом взрывают камни, или чем там, я не разбираюсь. Вода резко хлынула, набирают свои ведра - канистры и сматываются. А источник иссяк...Всё. Дед, можешь не благодарить, как говорится. Дед со своим многочисленным семейством посылают проклятья в спину уезжающему Камазу.

Дедка зовут Сатыбалды Кербабаевич Кербабаев. В сюжете фильма мы с ним встретимся еще не раз.

кадр из фильма
кадр из фильма

Дед Сатыбалды приезжает из глубинки Туркменистана к своей дочке Майе, жене инженера Лагутина. И первое, на что дед обращает внимание— фонтанчик воды из трубы отопления, который течет во дворе. Дед в ярости. Как так можно относится к драгоценной воде? Эмоционально, размахивая руками, дед в ярких красках возмущается. Забавно то, что тесть Лагутина по-русски говорить не умеет, дочь Майя выступает в роли переводчика. В свое время дед работал мелиоратором на Каракумском канале, он просто не может понять почему люди так равнодушно относятся к утечке воды.

Лагутин, по родственному блату, устраивает тестя из Средней Азии работать в ЖЭК. Как только Сатыбалды получает власть над водой— он немедленно перекрывает трубы и запирается в подвале дома! Зам Лагутина Митрофанов(Виктор Михайлов), когда возмущенное начальство и жители дома призывают их к ответу, объявляет, что это «экономический эксперимент». Митрофанов вообще мастер выкручиваться из любой ситуации. У него всегда и на все есть ответ.

Забавно наблюдать, как потом высшее начальство переобувшись в воздухе, сделали из Сатыбалды героя и сказали повесить его фото, в срочном порядке, на доску почета.

кадр из фильма
кадр из фильма

Тем временем обнаруживаются трещина в несущей стене, а крыша проседает под снегом. А местный электрик, запиленный женой:« вот сейчас Кербабаеву еще и квартиру без очереди дадут, вот ему и премию дадут, один ты как всегда ничего не получишь!» желая расширить «эксперимент» и получить причитающиеся льготы, обесточивает дом. Решительно так. Молотком...

В итоге получаем не только отсутствие воды, прибавьте теперь отсутствие света. Зимой. В Ленинграде.

Крышу в виде живых столбов подпирают местные любители горячительных напитков, которым Митрофанов пообещал расчет в «жидкой валюте», но тут и они психанули и ушли.

Очень символично, что крышу подперли импровизированными подпорками из советских лозунгов....

ну ясно же что не выдержат
ну ясно же что не выдержат

Комедии Мамина всегда выстраиваются по принципу «а тем временем». Это всегда яркий коллаж из характеров и смешных эпизодов. Статьи не хватит упомянуть все забавные и смешные моменты. Каждый сюжет в отдельности—анекдот. Из каждого сюжета можно развить свою комедию. Но в любом фильме Мамина, всегда есть какое-то связующее звено, вокруг которого круговертью мелькают эпизоды. В «Окно в...» — портал в Париж, а в «Фонтане»—падающий дом. Падающий дом=рухнувшая эпоха.

Так откуда всё пошло? Что привело к тому, что вот-вот дом рухнет, так символично подпертый лозунгами.

  • Номенклатурные работники с низким интеллектом, но хорошо поставленными громкими речами. Любую ситуацию выкрутят себе на пользу.
  • Проворовавшиеся. В фильме эту категорию ярко характеризует зам. Митрофанов. Всю квартиру себе ворованными трубами, унитазами и раковинами заставил. Не воровал бы так нагло материалы—вовремя чинились бы поломки.
  • Решительные, но не очень умные и недальновидные сограждане—электрик.
  • А самое главное—люди, которые все стерпят. Будут жить и с треснутой стеной, и падающей крышей, и без света и отопления.

Дед Кербабаев выглядит живым упреком жильцам дома. Он заметил первым всеобщий бардак. Правда он всё и начал, когда отрезал воду и отопление...

Ещё очень символична сцена конфликта между Лагутиным и Митрофановым — противопоставление интеллигентного Лагутина вороватому и хамоватому Митрофанову. Лагутин не понимает, как можно украсть что-то с работы, а Митрофанов не понимает как можно этого не делать... Более того, он открыто высказал презрение на упреки Лагутина. В глазах Митрофанова, не ворющий Лагутин—лох.

В финале ситуация достигла апогея. Ближе к ночи народ из дома высыпает на улицу, разжигают костры, поют песни и пляшут с факелами—похоже на сцену ритуального праздника. Люди выпивают и танцуют вокруг костров. Ссорятся и мирятся. Плачут, и тут же смеются—всеобщее сумасшествие. И при этом...они ничего не требуют! Поддавшийся всеобщей эйфории чиновник гневно, куда то в небо кричит: «Дайте людям всё!».

Пытаясь самостоятельно починить электричество, жильцы неожиданно запускают неработающий лифт. Лифт взлетает в небо как ракета! А в лифте сидит многострадальный Сатыбалды Кербабаев...

кадр из фильма
кадр из фильма

Всё встало на свои места. Сатыбалды улетел как космонавт. Людям осталось только танцевать дальше. А нам смеяться над потрясающей комедией.

Я в очередной раз насладилась игрой тандема Дрейден—Михайлов, они отлично дополняют и оттеняют характеры друг друга. Остальной актерский состав, как-будто не играет—люди буквально живут в кадре. Персонажи настолько живые и узнаваемые, что к концу фильма воспринимаешь их как свою родню. Нет ни капли фальши, а лица приятные и простые.

Теперь кратко выскажусь по фильму «Дурак». Заметили какой высокий у него рейтинг?

Жизни 800 человек общежития висят буквально на волоске из-за безразличия местных властей. В любую секунду здание может рухнуть. И кто бы мог подумать, что судьбы людей окажутся в руках простого сантехника. Но удастся ли ему что-то изменить и предотвратить катастрофу?

Повторюсь, схожие сюжеты и смысл казалось бы тот же : система прогнила, кругом все разворовали. Но насколько разное исполнение. В «Дураке» кроме главного героя и его отца больше нет положительных персонажей. Бабушек в падающей общаге еще жалко. Их всегда жаль. Обратите внимание на лица в кадре, одни противные рожи:

кадр из фильма "Дурак", обитатели общежития
кадр из фильма "Дурак", обитатели общежития

Можно сказать—ну это же маргиналов показывают, естественно не красавцы... Но вот скрин с чиновниками:

Чиновники
Чиновники

При просмотре, создается впечатление, что нормальных людей вокруг вообще нет. Кроме главного героя конечно, потому он и дурак, это же имелось ввиду? Невозможно страдать, воровать, пить и т.д. 24/7. Хороший фильм всегда отличается многоплановостью сюжета и многообразием характеров. «Дурак» — фильм чернушный, оставляет гнетущее чувство беспросветности и уныния. Мир вокруг начинает казаться ужасно несправедливым, а в голове крутится «как страшно жить». Тревожным людям его вообще смотреть не стоит.

Не спорю, фильм очень честный, может всё так и есть: чиновники воруют, на простых людей всем нас1ать, вокруг одно б1дло. Но так же жить нельзя...Неужели нет вокруг ничего хорошего? Почему Мамин на стыке эпох умудрился снять фильм о нашей непростой действительности, тонко высмеивая и доводя эпизоды, отображающие наш быт, до абсурда. Снимал так, что люди смеялись сами над собой. А с персонажами фильма «Дурак» сравнивать себя совсем не хочется.

Может в том и сила, что мы сами знаем о своих проблемах, и сами их высмеиваем. Пусть иногда это смех сквозь слезы. Позитивнее и добрее что ли как-то надо быть...

Спасибо что дочитали.

Читайте также:

«Ты есть» 1993г.— как потерять сына, но приобрести дочь.
КиноИнна20 марта 2022
Подборка мрачных фильмов начала 90-ых.
КиноИнна3 марта 2022
«Башня» 1987г. – гнетущая и мрачная, но поразительно тонкая и правдивая перестроечная картина.
КиноИнна2 декабря 2022

#фонтан фильм 1988 #юрий мамин #отечественная комедия #сергей дрейден #виктор михайлов #фантасмагория #смешное кино #фильмы перестройки