Фильм «Ошибка времени» (2014) отсылает нас к проблеме «самореализующегося пророчества», которой мы посвящали отдельную публикацию. С этой точки зрения фантастические триллеры являются благодатной почвой для всевозможных импровизаций на данную тему.
И самое главное, во многих из них показано, что знание будущего не только неполезно, но и в корне опасно, ибо как раз оное будущее программирует, чем нарушается легендарная «свобода выбора», дарованная человеку.
Пророчество может быть явлено в самых различных формах. Например, в фильме «Ошибка времени» оно представлено в виде полароидных снимков, которые каждый вечер делает в высшей мере странного вида машина. Можно было бы оные полагать обычными изображениями, если бы на них не были запечатлены события следующего дня.
По этой причине оригинальное название киноленты Time Lapse было бы логичнее переводить как «Съемка с замедлением» или «Снимок с таймером». Как возникала эта машина, и каковы принципы её действия, главных героев совершенно не интересует. Куда более важно, что раз в сутки в их распоряжении появляется карточка, на которой запечатлены события, ещё не случившиеся в их гостиной.
То есть не совсем безусловная, но всё-таки возможность заглянуть в будущее. А это порождает известное количество соблазнов. Например, показать самому себе список победителей в различных забегах, что заметно повышает шансы ставок, которые можно делать на всевозможных тотализаторах.
Эх, не знал один из персонажей, что для подобного рода бизнеса «самый страшный человек» - этот тот, кто не проигрывает. Например, по этой причине главный герой фильма «Пророк» (2007), делал небольшие ставки и каждый раз в разных заведениях. Чтобы не привлекать к себе внимания.
Впрочем, криминальные воротилы – это не самое страшное, что может случиться с друзьями. Дело в том, что они становятся заложниками времени. Точнее говоря, того, что запечатлено на снимках. Ибо это их будущее, значит, надо его непременно повторить. Причем, они уверены, что детально. Даже если они этого не желают
То есть жизнь превращается в фикцию. Не вы определяете её, а некое изображение, которое вы должны постараться из дня в день повторить. Если быть более точным, то досконально воспроизвести запечатленную на фото ситуацию.
В итоге нет ничего удивительного в том, что постепенно отношения портятся, а жизнь всех без исключения персонажей начинает рушиться, приближаясь к трагическому финалу. Ибо отдельные из них категорически против, чтобы кто-то покидал «невольный коллектив». Равно как отрицают саму возможность разрушения машины.
То есть у людей перестает существовать будущее само по себе. Они становятся даже не «рабами времени», а своего рода «заложниками оракула», тщательно следуя всем «указаниям». И при этом ни разу не задаваясь вопросом: а кто собственно может давать эти «предписания»?