Интересно, что ребенок до 10-11 месяцев в своем развитии проходит стадию “шимпанзе”. Все, что касается решения сложных задач вроде поставить ящик на ящик, чтобы достать какой-то предмет, ему недоступно. Он не понимает, а зачем? Это выше его мышления.
Речь развивается так же. Ребенок подает сигналы о том, что хочет пить, есть, ему нужно поменять памперсы. И его сигналы по степени осмысленности не глубже, чем у шимпанзе. Относиться к ним следует именно как к неосознанным до интеллектуальным посланиям – выполнять все просьбы и ничего не требовать взамен.
А вот примерно с 10-11 месяцев (у всех по-разному) ребенок начинает постигать человеческую речь благодаря эмоциональным переживаниям личного взрослого. Взрослый радуется, когда ребенок улыбается. Взрослый волнуется, когда у ребенка что-то болит…Ребенок постепенно распознает эти эмоции и передает первые более менее осмысленные сообщения – криком, мимикой, смехом, жестом, лепетом. Речь и мышление развиваются параллельно. Они мало связаны друг с другом.
Зато в возрасте 1,5-2 лет речь и мышление пересекаются. Происходит момент величайшего открытия для ребенка. У него возникает первый осознанный активный словарь из 5-6 слов. Он может назвать несколько предметов своим “именем”, а не просто “агу” или “изя”.
И, наконец, к 3 годам у него зарождается внутренняя речь. Он начинает делать самые простые выводы:
– огонь горячий, поэтому его не надо трогать;
– нож острый, поэтому его можно брать только вместе со взрослым;
– если заплакать, тебя пожалеют и может быть дадут конфетку.
И с этого момента ребенок воспринимает и записывает у себя в голове наши родительские установки:
– мальчики не плачут;
– девочки должны быть послушными;
– если больно, нужно потерпеть;
– если чего-то не хочется делать, нужно все-равно послушаться взрослых;
– мир безопасный/небезопасный;
– жизнь тяжелая штука/прекрасна и т.д.
Это его будущая совесть, внутренний диалог с самим собой, отправная точка для выбора жизненного сценария, родовой энергетический запас.
Поэтому вот что хочется сказать. Будьте осторожны при выборе слов, с которыми обращаетесь к ребенку от 3 до 6 лет. Когда-то ваши слова станут его внутренним голосом. Хвалите ребенка чаще. На 1 критику должно приходиться 3 позитивных подкрепления. Укрепляйте его веру в себя с помощью развивающих занятий. Активно слушайте.
Всех благ!