Найти тему
Московские истории

Нагорная: Вся новая застройка на улице была именно для этих рабочих

О промзоне, Верхних и Нижних Котлах и неудобной дороге к метро вспоминает Виталий К.

Мама моя в детстве купалась в речке Котловке. А родом она из села Котляково. Села давно нет, в советское время там устроили огромную промзону, а о селе напоминают лишь остановки транспорта "Нижние Котлы", "Верхние Котлы" да Котляковские улица, переулки, проезд. Речку почти всю убрали под землю, осталось лишь три небольших участка.

Нижние Котлы. Даниловская линия за Катуаровским шоссе, 1925 – 1935 г. Источник: Музей Истории Транспорта г.Москвы
Нижние Котлы. Даниловская линия за Катуаровским шоссе, 1925 – 1935 г. Источник: Музей Истории Транспорта г.Москвы
Верхние и Нижние Котлы — бывшие деревни, вошедшая в состав Москвы в 1932 году. Село Котляково вошло в состав Москвы при её расширении в 1960 году.

Бабка всю жизнь работала на рыбокомбинате. Много людей близ села Котляково жили тогда в бараках и работали на фабриках и заводах, которые в изобилии имелись в том районе (между Каширским и Варшавским шоссе, где сейчас Котляковский проезд). Большинству этих рабочих, как и моей бабке, в хрущёвские времена дали квартиру на Нагорной улице (бывшее Катуаровское шоссе).

Улица Нагорная, 1967 г. Из личного архива  ilgam66.
Улица Нагорная, 1967 г. Из личного архива ilgam66.

Собственно, вся застройка на Нагорной была именно для этих рабочих. Люди, которые переезжали из бараков, были счастливы получить отдельную квартиру. Моя бабушка - не очень, ведь у них был свой дом, но это исключение.

Улица Нагорная, 1972-1973 г. Подпись на вотермарке: uploaded by nikavoy.
Улица Нагорная, 1972-1973 г. Подпись на вотермарке: uploaded by nikavoy.

Я родился на Нагорной улице и жил там почти до четырёх лет. Потом отцу от работы дали квартиру возле метро "Молодёжная". А бабушка продолжала жить на Нагорной, и мы к ней ездили. Когда построили метро, все местные ругались: "как не для людей!". Чтобы дойти до него, приходилось подниматься в гору, тротуары там узенькие, а в непогоду пролетающие мимо машины обдавали пешеходов грязью. Автобус же ходил до метро редко, к тому же зачастую нарушая расписание.

Платформа "Нижние Котлы" (ныне "Нагатинская") была там и до войны. Бабка рассказывала, как провожала оттуда на фронт своих братьев.