Одна из самых частых проблем в воспитании детей - преодоление выученной беспомощности и развитие у ребенка новых навыков: научиться спать одному, прибирать игрушки, делать домашнее задание, внимательно слушать учителя и т.д.
Чем может помочь родитель своему ребенку?
1. Вместо запретов говорите о том поведении, которое вы ожидаете от ребенка.
«Не кричи на меня!» – «Говори спокойно».
«Не бросай вещи!» – «Держи это в руках».
«Перестань пинаться!» – «Встань спокойно».
«Не дразни младшую сестренку!» – «Относись к сестренке по-доброму».
2. Расскажите о преимуществах, которые появятся у ребенка, когда он овладеет новым навыком: "Когда ты научишься спать в своей кроватке, я смогу лучше высыпаться"; "Когда ты выучишь таблицу умножения, учительница будет тебя хвалить, а мы будем тобой гордиться" и т.д.
3. Похвала должна содержать три составляющие:
- Выражение изумления («Ого!», «Здорово!», «Великолепно!», «Невероятно!», «Удивительно!» «Просто поверить не могу!» или «Ты опять справился!»)
- Признание трудности. Ребенок должен знать, что вы понимаете: делать то, что делает он, – непросто. Говорите ему, например: «Это совсем не просто», «Я думаю, это сложная задача», «Мне кажется, я бы так не смог», «Кое-кто считает, что это не сложно, но я знаю, что это вовсе не так» или «Как тебе удалось так быстро этому научиться?»
- Просьба объяснить. Выразите неподдельное любопытство, попросив ребенка объяснить, как он это делает. Вы можете, например, спросить: «Как ты умудряешься это делать?», «А теперь расскажи мне, как у тебя это получается?» или «Объясни мне, пожалуйста, а то я не понял, как ты это сделал?»
4. Продумайте с ребенком, как вы отпразднуете овладение навыком. Это может быть просто небольшой подарок ребенку или полноценная вечеринка с друзьями, в зависимости от сложности навыка и желания ребенка.
5. Разделяйте сложные навыки на более маленькие. "Хорошо себя вести в школе" - это очень общие слова. Разделите поведение на конкретные навыки: сдерживаться, когда хочется кого-то ударить; поднять руку, когда хочется ответить, ждать, когда спросят и т.д.
6. Вы можете внушить свою уверенность в том, что ребенок справится с поставленной задачей с помощью обоснований:
• Ты раньше уже добивался успеха.
• В последнее время у тебя стало получаться лучше.
• Ты такой отважный/упорный/умный/ловкий и т. д.
• Ты сам понимаешь, как это для тебя важно.
• У того-то и того-то это тоже сначала не получалось, но в конце концов они научились.
7. Дети осваивают навыки пошагово, начиная с легких упражнений и постепенно переходя к более трудным. Например, если ребенку нужно научиться играть самостоятельно, одному, он должен начинать буквально с нескольких минут, а после того, как это станет у него получаться, может постепенно увеличивать продолжительность игр.
8. С маленькими детьми, а иногда даже с подростками, хорошо отрабатывать навыки с помощью игр. Например, учиться здороваться сначала в игровой ситуации, с помощью игрушки. Или научиться уверенному поведению с помощью ролевой игры с разыгрыванием реальных или специально подготовленных ситуаций.
9. Мотивирующим моментом будет ведение дневника успеха подростком или создание дерева успеха для ребенка. Это поможет ребенку поверить в себя.
10. Вознаграждение вы можете обеспечить, одаривая ребенка своим вниманием и восхищаясь им каждый раз, когда ему удается действовать в соответствии с осваиваемым умением или когда он демонстрирует какие-то другие признаки прогресса.
При освоении любого навыка могут случаться откаты. Это нормально, к этому надо отнестись спокойно. При должном терпении и хорошей мотивации ребенок освоит новый навык, доведя его до автоматизма. Бывает, что навык по каким-то причинам недоступен ребенку, например, слишком сложен для него. Тогда разделяем этот навык на более мелкие части.