Найти тему
Аутизм и школа

Как я учу аутичного ребёнка в 12 лет переходить дорогу.

Проблема литературы про аутизм следующая - степень "повреждения" или "глубины" аутизма у всех разная. У людей одинаковый диагноз, а они совершенно разные. Один в школу ходит и немножко странноватый, а другой в памперсе в 15 лет... И это всё один диагноз.

Поэтому, когда что-то пишешь про аутизм, на мой взгляд, это не должен быть совет или рекомендация, а просто для ознакомление. Вот так бывает. не более.

---

Итак.

Дорога и Гриша.

В статье речь идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС, который заговорил в 10 лет.

Дорога.

Лет до 11 (то есть до лета 2021 года) главной задачей в обучении Гриши относительно дороги, я считала остановку.

Вот буквально. Гриша должен был останавливаться на бордюре перед дорогой.

Как мы этого добились? Не знаю. Орала, просила, показывала пример. Хвалила. Гриша научился останавливаться перед всеми дорогами. И ждать, когда подойдёт взрослый.

Я наблюдала этим летом поведение другого ребёнка (с особенностями). И увидела колоссальную разницу. Ребёнок не мог остановиться. Да, со стороны казалось, что он балуется. Но при ближайшем рассмотрении, он совсем не мог остановиться. И машины его не особо беспокоили... Вот это, я понимаю, проблема.

Гриша останавливался.

Но летом 2021 года я начала специально делать следующее. Перед дорогой ускоряла шаг и переходила первая. Грише приходилось меня догонять и он переходил дорогу один.

Это было начало.

Уточню. Мы живём в маленьком городе. Светофора в нём два. И как раз светофором Гриша отлично пользуется.
Но беда в том, что их только два...
А все остальные переходы - это зебры. То есть надо подойти, посмотреть по сторонам и перейти дорогу.
Но и есть небольшой плюс. Город маленький. Машин почти нет.

И когда я начала Гришу учить "догонять" меня, то это всегда было без машин. Вообще.

---

Это было летом.

А зимой (или осенью) случилось следующее.

Выходим из дома, мне нужно выбросить мусор, я говорю Грише: - Иди в сторону магазина, я тебя догоню.

Делала я это десятки раз.

Гриша шёл в сторону магазина и останавливался перед дорогой. Ждал.

А тут я иду... и нет его. Смотрю вперёд, шагает. Значит... Он перешёл дорогу сам.

Гм...

Очевидно, что перешёл.

Но тогда я не сделала никаких выводов и не возглавила этот процесс.

А вот, когда однажды Григорий один домой пошёл из магазина и перешёл несколько дорог сам, вот тогда я поняла, что надо доставать голову из... песка и открыто учить и поощрять переход дороги самостоятельно.

---

Что я делаю теперь.

  • Чаще "выношу мусор"))) То есть создаю искусственно ситуации, когда отправляю Гришу вперёд. И он переходит дорогу сам.
  • Отстаю сильно или обгоняю сильно. И Гриша переходит сам.
  • Когда мы переходим дорогу вместе, делаю его ведущим... Не я его веду, а я иду за ним. Он это понимает.

Чего мы добились и как Гриша к этому относится.

Гриша способен перейти дорогу, если почти нет машин. Если есть машины, то он ждёт любого человека и пристраивается к нему... Идёт за ним, переходя дорогу, делая вид, что идёт самостоятельно.

Как Гриша к этому относится?

Никак. Просто переходит и всё.

Итак.
Дорога.
Понятно, что многие дети никогда не останутся одни, никогда никуда не пойдут одни. До самого конца жизни. Но... Всё же, мне кажется, что учить переходить дорогу надо. Ибо не всё мы, родители, опекуны, можем контролировать. И в случае форс-мажоров, хорошо бы знать, что ребёнок способен перейти дорогу.
Разумеется, если он хоть что-то соображает.

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. А вот так Гриша брата через дорогу переводил летом.

П.С. 2. Что я думаю про всё это?

Страшно.

Слишком быстро Гриша "повзрослел" или выпрыгнул из небытия.

Но я как-нибудь справлюсь.

-2