Найти тему

Заметки из лекции про помощь себе и детям в кризисных ситуациях.

Лекция проводилась 20 марта 2022 г. психотерапевтами из Израиля Ayelet Shmuel и Avi Tenenbaum.

В лекции давались практические рекомендации, которые будут полезны людям, которые находятся непосредственно в состоянии стресса во время какого-либо кризиса (военные события, развод, острая утрата, катастрофы, изнасилование и т.д.).

➡ Психотерапия - это совокупность искусства и науки, но когда речь идет о помощи людям во время пика стресса, происходящего непосредственно во время любого кризиса (война, бомбежка, авария, похищение и т п.), мы не применяем психотерапию, а руководствуемся правилами и принципами, которые эффективны именно для того, чтобы помочь человеку в остром состоянии стресса (ребенку, взрослому):

1. Вернуться к началу - т.е. наша цель помочь человеку вернуться к состоянию, в котором он был до события, мы не стремимся сделать лучше, а только так, как было (привычное, понятное состояние и самоощущение);

2. Вернуться к функционированию. Например, на фоне стресса могут быть нарушены физиологические функции, пищеварение. Важно попытаться восстановить функционирование организма так, как это было до события (режим еды, игры, туалета для ребенка).

3. Не падаем в эмоции, не плачем и не ноем. Когда помогаем другому, то не обесцениваем чувства, которые есть в текущий момент - грусть, страх, гнев. Спрашиваем: "Что ты будешь/можешь с этим делать?"

4. На этапе взаимодействия с эмоциями человека в кризисе важно дать почувствовать, что человек не бесполезен (not helpless). ВАЖНО вернуть чувство контроля. У нас всегда есть хоть немного контроля. Даже если человек - жертва, то и у жертвы есть немного контроля. Мы можем помочь кому-то и это наш контроль, можно сходить за водой, можно посчитать чашки и бутылки с водой - это деятельность и контроль, противоположность чувству бесполезности и неспособности повлиять на ситуацию. Через это развивается устойчивость (Resilience), способность выдерживать чувства.

5. Эмоциональная регуляция (Emotional regulation).

6. Физическая регуляция (Physical regulation).

➡ В основе понимания и возможности воздействовать на организм человека, который находится в остром стрессе лежит поливагальная теория (основатель Стивен Порджес).

Одно из упражнений, которое можно предложить на нормализацию дыхания и для разрядки напряжения: "5-2-5" т.е вдох на 5 счетов (представляем, что вдыхаем аромат цветка) на 2 счета пауза, выдох на 5 счетов (представляем, что дуем на свечу).

➡ Как проявляется острый стресс?

Люди в стрессе трясутся, многих рвет, может быть истерика, замирание, диссоциация (человек не понимает где он или неадекватно оценивает, что с ним происходит).

Но самая естественная и "хорошая" реакция, когда есть тряска, поддерживаем и помогаем человеку трястись. Дополнительно можно предложить человеку трястись и при этом расставив руки поворачивать туловищем вправо и влево, ноги на полу, таз не движется (помогает подключить и регулировать надпочечники, которые вырабатывают адреналин и кортизол- гормоны стресса).

Помогают любые движения!

➡ АНТИДОТ к ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) - ты в контроле и не жертва.

Люди в ПТСР не могут вернуться к тому, какими они были до события (война, катастрофа, изнасилование и т.п.). Что касается детей, то это не лучшая идея 24/7 говорить с детьми или в их присутствии о войне, бомбах и т.п. Можно сказать, ребенку: "Мы дадим тебе знать, если что-то изменится" - таким образом мы даем ребенку возможность заниматься своими делами, не вовлекаясь целиком в стрессовое событие.

➡ Принцип Shared reality - разделенная реальность.

Часто люди говорят друг другу - соберись, не раскисай, нужно быть сильным, будь сильным для твоей семьи/детей. Это не верно!

Важно говорить, что "да, мы сейчас в кризисе, это плохо", "это совсем не здорово, но нам надо придумать что делать", "да, то что происходит страшно/ужасно, но вот что мы сделаем...", "ты не бесполезен" и т. п. Это возвращает к реальности, выводит из ощущения жертвы, чувства бесполезности.

Можно спросить: "А что тебе помогает (когда плохо)?" Это может быть что угодно: обниматься, читать, спать, смотреть сны о бабушке...

➡ Мы понимаем и говорим другим (постоянное самообразование и образование других), что страх - это не плохо, это хорошо, он нам служит, он нас защищает, без него мы бы не выжили. Причина, по которой мы боимся - это то, что страх стоит на нашей защите.

Называем чувства - ты злишься, ты боишься, тебе грустно.

Таким образом мы делаем валидацию чувств, т е. обозначаем и признаем их право на существование. Когда чувства валидированы, то затем можно придумать, что можно сделать, как и куда двинуться из этой точки.

➡ Маленьким детям также предлагают всегда 2 опции, что также помогает им успокоиться. Например, хочешь красное или зеленое одеяло, чтобы укрыться? Это также дает ощущение контроля, можно выбирать.

➡ Саморегуляция начинается с родителя!

Только если родитель сам понимает и контролирует свое состояние, только тогда он правда сможет помочь ребенку. С детьми важно быть честными. Они легко поймут, если родитель в запредельном стрессе.

➡ Психообразование. Если кто-то в кризисе и не понимает, что происходит с его телом, то это может пугать даже больше бомбардировки.

Тогда мы помогаем ему понять, что, если его трясет, рвет - это нормальная реакция на сильный стресс и страх. "Твое тело отвечает на стресс, это нормально. Это пройдет, когда ты станешь успокаиваться. Как ты можешь вернуть себе контроль?

Хочешь сходить налить воды? Хочешь помочь папе? Хочешь мне вот с этим помочь?"

Когда что-то делаешь, то ты не чувствуешь себя бесполезным!

➡ Во время кризиса - активен ствол мозга ("рептилийный мозг"), а не кора (префронтальная зона, осознанность), также активен средний мозг (эмоциональный мозг, лимбическая система) - слезы, ярость, агрессия, грусть - поэтому во время кризисов у людей много эмоций.

➡ Подключить кору. т.е. нужно подключить сознание. Можно дать задание посчитать что-то (бутылки воды, люди, одеяла, чашки и т.д.): "Сходи посчитай, сколько девочек у нас в комнате". Попросить прочесть что-то, составить список и т.д.

Люди в такой момент, когда имеют работу, то меньше склонны впадать в аффект, не чувствуют себя бесполезными.

➡ Когда люди жалуются на то, что сердце стучит, их тошнит - говорим, что это отлично! Это потому что стресс так действует, твое тело функционирует, это просто прекрасно!

➡ у человека в стрессе может быть гипервентиляция - это очень частое поверхностное дыхание. Говорим человеку, что "это стрессовая реакция, это нормально, я тут с тобой, ты увидишь, что ты сможешь успокоиться, давай просто прогуляемся вместе даже просто по комнате, медленно и спокойно."

➡ Люди в дистрессе (запредельный стресс) чувствуют ОДИНОЧЕСТВО. Говорим человеку: "ты не один, я с тобой, мы сделаем это вместе, ты не останешься один."

➡ Вопрос из аудитории, как быть с ребенком, у которого истерика?

Для детей нормально быть в истерике, они никогда не видели войны, родитель может помочь ребенку вернуться в состояние контроля. Если родитель в истерике, то он не может помочь ребенку.

Истерика ребенка - это нормальная реакция на стрессовую реакцию.

Как помочь?

Дети любят глупости. Нужно делать глупости вместе с ними. Если вы повторяете глупости вместе с детьми, то начинаете вести и создаете команду с ними. Дурачиться, шутить, играться.

➡ Детям и взрослым важно смотреть в глаза, не пытаться их спасти, а работать в команде, помогать, вести к цели успокоиться.

➡ Держим в голове и говорим о том, что после кризиса и стресса что-то будет, можно об этом порассуждать.

Измените то, как вы говорите с детьми то, как они думают о себе.

Говорим, что "когда все закончится, ты уже будешь скорбеть, будет время, когда ты будешь чувствовать себя нормально, и это ок". Когда все заканчивается и жизнь нормализуется, то случаются моменты, когда накрывают чувства страха, скорби - это нормально.

➡ Кризис, ПТСР, травма - это процесс, который не заканчивается и не излечивается быстро.

➡ Вопрос из аудитории как работать и как помогать людям, чьи близкие пропали, нет связи?

Пропавшие люди - это незнание, огромная неопределенность. Задаем человеку вопрос: "А что ты знаешь, что тебе на самом деле известно на настоящий момент, должно быть что-то? Что помогает тебе оставаться в контроле? Что можешь делать? Ты пойдешь и проверишь лист (пропавших, прошедших границу, найденных), затем что ты будешь делать, если ты не найдешь имена в листе? что ты будешь делать, если имена близких будут в этом листе? И что дальше? И потом?" Выстраиваем план таким образом.

Валидация чувств и состояние движения! Функционирование поддержание.

Наш девиз "Not postraumatic stress but postraumatic grow"

"Не посттравматический стресс, а посттравматический рост."

➡ Что наблюдается у детей в стрессе:

- регрессия в поведении (откат в развитии речи, удержании мочи и стула и т п.). Не паниковать! Это часть поведенческой реакции на кризис.

- агрессия;

- избегание;

- moodiness - частые смены настроений

- смены аппетита и ритма сна и бодрствования.

➡ В кризисе убедитесь, что вы - часть чего-то, вы помогаете, вы двигаетесь!

Мы никому не поможем, если мы сами в стрессе.