Рыбные промыслы в Вятской губернии существовали по рр. Вятке, Чепце и Каме. Особенно богатые уловы были на Каме между селом Котловка Елабужского уезда и г. Сарапул.
Здесь, кроме осетров, стерлядей, белой рыбицы и красной (род лосося), ловилась белуга. Величина белуги иногда достигала от 50 до 100 пудов (819-1638кг).
Местность эта весьма благоприятствовала жилищу речного гиганта: напротив с. Котловка дно глубокое в форме котла, от чего и село получило название, хотя по церкви оно Успенское. Котел на то время был до 24 сажени (51,21м) глубины, а в ширину до полуверсты.
Далее, вверх по Каме близ г. Елабуга, напротив возвышенной местности, называемой, по оставшейся на ней циклопической развалине, Чертовым городищем, также значительная глубина.
И вот на этом 20-верстном (21,34км) промежутке реки разгуливал царь пресных вод и, как сказал Крылов в басне «Лягушки, просящие царя»:
Кого ни встретит он,
Тотчас засудит и проглотит!
А судить было кого: Кама кишела рыбой! Впрочем, белуга любит и скромное питание.
Для улова белуги строилась большая лодка, 4-х и 6-ти весельная, в которую винтообразно укладывалась веревка, толщиной в два пальца, длиной от 50 до 100 сажень (106,68-213,36м), с приделанными несколькими петлями.
К верхнему концу этой веревки прикреплялся железный крюк в форме уды, длиною до 6 вершков (26,67см) и соответственной толщины. На крюк насаживали приманку для рыбы: теленка-недоноска, какую-нибудь падаль или кусок мяса, весом в 10 фунтов (4,09кг), и опускали в реку на значительную глубину. Поплавком служило бревно толщиной 5-6 вершков (22,23-26,67см), длиной до 2 сажень (4,27м). В борте лодки устанавливался крюк, за который цеплялась петля веревки.
Как только поплавок подтопило и начало сильно дергать лодку, рыбаки тотчас снимали петлю с бортового крюка, и белуга, активно передвигаясь, разматывала всю веревку, после чего начинала носить лодку по реке. Временами на крюк набрасывали новую петлю, чтобы уда сильнее закрепилась внутри рыбы.
Такая рыбалка продолжалась до тех пор, пока рыба не будет измотана. Тогда ее вытаскивали на мелкое место к берегу и били по голове и по жабрам баграми. Издохшую рыбу вытаскивали на берег, но сразу не разделывали, т.к. сначала ее должен был освидетельствовать врач и полиция, потому что во внутренностях рыбы иногда находили и труп.
История об этой рыбалке была опубликована в Пермских губернских ведомостях №180 за 1899 год.
В августе 1854 года в с. Котлас был храмовый праздник, на который стеклось окрестное зажиточное население. Часам к 5 вечера все мужики уже ходили пьяными. По селу неслись шум, крики, песни. К пирующим примкнули и рыбаки.
Надо заметить, что рано утром они кинули приманку на белугу. В начале-то они сторожили с большим вниманием, но видя, спокойное бревно, подумали, что камский кит отдыхает. Решили отдохнуть и они, и ушли в село.
В это время двое парнишек 18 и 14 лет гуляли по берегу Камы. Старший, увидев рыбачью лодку, спросил:
- А что, Петрунька, какая вон – эта лодка?
- Где?
- А вон недалеко у берега-то; привязана знать.
- А! Да, это вишь, белугу хотят ловить.
- Ты как знашь?
- Я слыхал; при мне рассказывали. Да и сам видел, как поймали белугу, никак 7 пудов была.
- Пойдем, Петруня, посмотрим. Сходим на лодку-то. Никого нет! Рыбаки-то чай в кабаке.
- Пойдем, пожалуй!
Притянули они лодку и залезли в нее. Только не долго ее пришлось рассматривать. Движение ли лодки, разговоры ли ребят, а может и сам, но проснулась кит рыба. Почуяв добычу, белуга бросилась на приманку. Она рванула веревку, и лодка оторвалась от привязи, сильно закачавшись.
Еще немного, и лодка вместе с седоками пошла бы ко дну, но Петруня бросился к крюку и сорвал петлю. Старший же стоял, как очарованный гремучей змеей.
Веревка стала быстро развиваться…
В этот-то момент и услышали в селе истошные вопли ребят. Народ сбежался на берег и перед селянами предстала картина:
Лодка с двумя молодыми седоками, влекомая белугой, снует то вверх, то вниз, то поперек реки.
Вдруг, как стрела она полетела вверх по реке и скоро скрылась из виду изумленной публики.
- Микифар Потапыч! Глянь-ка, глянь-кась! Никак ани? Так и есть! – вскричал один из рыбаков, показывая на вернувшуюся лодку.
Народ притих.
Вот, как позже объяснили это хаотичное дерганье лодки по реке.
Когда догадливый мальчик сдернул петлю с крючка на борте лодки, белуга потянула и потащила на дно; лодка перестала колебаться. Тогда отважный Петруня, заметя, что веревка стала развиваться медленнее, набросил опять одну из петлей на крюк. Зверь, ощутив боль, стал бросаться из стороны в сторону, а лодка за ним. А Петруха не робеет, то сбросит петлю с крючка, то опять наденет - веревка еще длинная.
Но, вот веревка заканчивается, а конец ее прикреплен к лодке. Вдруг бешенное животное бросилось вверх по реке и стремительно понеслось к омуту у Чертова городища. Покружась здесь и смертельно страдая, не найдя покоя, рыба бросилась опять назад к Котловке, но сил сопротивляться уже стало мало. Наконец, лодка остановилась напротив родного села и к ней тут же бросились мужики.
Оказалась, что весу в этом речном левиафане 73 пуда (1195,74кг)! Длинною она была более 5 сажень (10,67м). Внутри, по свидетельству врача, нашли только рыбу.
На берег прибежала мать Петруни (отец помер) и со слезами целовала его и гладила. Сам же парень был доволен своим подвигом и не мог не нарадоваться.
А вот его товарищ стоял бледный и растерянный.
- Глядите-ка, ведь это Андрюха из Свиногорья (село и пристань близ устья Вятки)? Видно на праздник пришел. Ну, и отпраздновал знатно! Видишь, как мокрая курица стоит, словно опущенный в воду! Да, не будь хват Петрунька, так знать-то и опусти бы его в Каму белуга-та!
В награду отважному Петруше чиновники и рыбаки дали 5 рублей серебром. Теперь он мог быть и сам уже рыбаком, при том рыбаком опытным и отважным.
#елабуга #котловка #Вятка #кама #белуга #сарапул #царь рыба #рыбалка #Рыбак
Прыжок с нераскрытым парашютом с высоты 7000 м.
Взимание платы за полоскание белья на реке. 1940-е годы в Пермском крае.