Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 102. Рабочие кварталы Дубровки

6 января 2014 года

В 1926-1928 годах на Дубровке стали строить четырёх-пятиэтажные рабочие городки, часть жилой застройки того периода сохранилась до наших дней.

Резонный вопрос: а чем примечательна эта довольно унылая картина? Хотя бы тем, что сейчас это исчезающий ландшафт, типичный ещё для довоенной Москвы. В то время подобные рабочие общежития строились в разных районах столицы вокруг промышленных предприятий. Пролетарии переселялись из деревянных бараков с удобствами во дворе в новые дома с горячей водой, газом и отоплением. Свой срок эти здания отслужили и лет через десять от рабочих кварталов не останется и следа.

Смотрите старые фотографии: Жилой комплекс ГПЗ-1. 1928-1935 гг.:

1928—1935 Жилой комплекс завода "Шарикоподшипник"

Сейчас на этом месте современная многоэтажная застройка.

-2

На Дубровке дома строили для рабочих шарикоподшипникового завода.

От заводов, где трудились жители этих домов, практически ничего не осталось. Производство на ГПЗ-1 ещё сохранилось, но в большей части заводских цехов обосновались торгаши. Говорят, что в «постиндустриальную эпоху» распродажа китайских труселей актуальнее производства непонятного назначения шариков-роликов. Хорошо хоть памятник заводским рабочим, погибшим в годы Великой Отечественной войны, пока никому не помешал.

-3
-4
-5

По соседству с «Шариком» находился Московский шинный завод, признанный банкротом в 2012 году. Его строительство было начато в 1943 году, специалисты отправились в США для закупки оборудования и уже в 1945 году МШЗ дал первую продукцию – шины для грузовиков ЗиС-5. С 1958 года здесь выпускались шины для популярных в СССР легковушек «Москвич». Со временем в строй вводились новые цеха и к 1990 году производительность достигла 2 740 000 шин в год.

-6
-7

Мозаичные фасады ЦНИИ ТМАШ

-8
-9

Между современными многоэтажками на Шарикоподшипниковской улице встречаются и сталинки 1953-1956 годов, некоторые украшены серпасто-молоткастой лепниной по архитектурной моде того времени. Вот один из таких домов: Шарикоподшипниковская улица, 6.

-10
-11

Украшения на фасаде дома № 18 по 1-й Дубровской улице (1950-е годы)

-12
-13
-14
-15

Ныне заброшенная Лизинская железнодорожная ветка проходила через промзоны и заканчивалась тупиком на Крутицкой набережной возле ЗИЛа.

-16
-17
-18

За мостом по обеим сторонам 1-й Дубровской улицы сохранились довоенные рабочие кварталы, ещё не съеденные современной застройкой.

Смотрите старые фотографии: 1927-1930 гг.:

1927—1930 Дубровка.4-й Дубровский переулок

Смотрите старые фотографии: 1929 год:

1929 Дубровка. Жилой городок на 1-й Дубровской улице

Смотрите старые фотографии: Жилой дом № 8 на пересечении 1-й Дубровской и Мельникова, 1929-1935 гг.:

1929—1935 Дубровка. Перекрёсток улицы 1-я Дубровской и 4-го Дубровского переулка

Смотрите старые фотографии: 1990-1995 гг.:

Дубровка. Полуразрушенные дома в 1990-х гг

По воспоминаниям старожилов, дом изначально строился для военных, в 1950-1970-х годах на первом этаже находился кинотеатр «Маяк», в конце восьмидесятых был расселён и наполовину разобран по причине то ли ветхости межэтажных перекрытий, то ли из-за сильного разлива ртути. Затем отстроен заново.

-19

Дом после реконструкции

-20

Прогулка по 1-й Дубровской улице

-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37

А это дома на 2-й Дубровской улице

-38
-39

Путеводитель - это алфавитный указатель всех публикаций «Город на память» с активными ссылками.

Фотографии: Евгений Чесноков

-40

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

#городнапамять #дубровка #районымосквы #москва #рабочийгородок #конструктивизм #архитектура