Найти тему
Город на память

«Город на память». 565. Волгоградский проспект, МЗМА и ГПЗ-1

16 апреля 2020 года/

За Остаповским путепроводом раскинулся знаковый индустриальный квартал Волгоградского проспекта, где ударными темпами в 1929-1932 годах были возведены два промышленных гиганта - КИМ (известный также как Московский завод малолитражных автомобилей и Автозавод имени Ленинского комсомола), производивший легковые автомобили «Москвич», и ГПЗ-1 - старейший в СССР производитель шарикоподшипников, незаменимых во всех отраслях машиностроения. Оба завода прекратили существование и их территория превращена в строительную площадку жилых комплексов.

Завод имени Коммунистического Интернационала молодёжи был построен в 1930 году для сборки автомобилей «Форд», тогда это был филиал Горьковского автозавода. После войны поступил заказ на производство легкового автомобиля для широких слоёв населения и завод получил всесоюзную известность, выпуская малолитражки «Москвич».

В разные годы завод носил следующие названия: с 1930 по 1939 год – Московский автосборочный завод имени КИМ, с 1939 по 1941 год – Московский автомобильный завод имени КИМ, c 1945 по 1968 год – Завод малолитражных автомобилей, Московский завод малолитражных автомобилей, с 1968 до 1992 год – Автомобильный завод имени Ленинского комсомола, с 1992 до 2010 года – ОАО «Москвич».

-2

Лучшие модели «народного автомобиля» оказались надёжны, неприхотливы и эксплуатировались владельцами долгие годы. Служебные модификации «Москвича» работали на почте и на скорой помощи, в такси и в милиции, развозили мороженое и школьное питание, а спортивные модели завоёвывали призы в автогонках.

-3
-4

Но технологии не стояли на месте, а Автозавод имени Ленинского комсомола упустил время, потерял своё лицо и даже неизбалованный советский потребитель стал отдавать предпочтение продукции конкурентов с Волжского автозавода. Когда на рынок хлынули иномарки, участь «Москвича» была предрешена: конвейер остановился в 2002 году, завод объявили банкротом и ликвидировали.

Новая территория АЗЛК, освоенная в 1971 году в Текстильщиках, сохранила статус производственной площадки технополиса «Москва», а исторический комплекс у Остаповского путепровода был признан бесперспективным для реконструкции, сдавался в аренду под склады, автосервисы, мастерские, интернет-магазины и уже несколько лет здесь происходит поэтапный точечный снос заводских цехов.

-5

В 1929 году представители СССР и американской Ford Motor Company подписали соглашение об организации в Нижнем Новгороде производства легковых и грузовых автомобилей марки «Форд». Пока строился ГАЗ, было принято решение об организации отвёрточной сборки автомобилей марки «Форд» моделей A и АА из американских комплектующих на автосборочной площадке в Москве. Завод был построен в 1929—1930 годах при участии компании Ford и выгодно в плане логистики расположился на пересечении Московской Окружной железной дороги и Остаповского шоссе.

Смотрите старые фотографии: Государственный автосборочный завод имени КИМ. С конвейера сошли первые собранные автомобили «Форд-А». 1930 год:

1930 Готовые автомобили на конвейере автозавода

В 1939 году завод стал самостоятельной частью Глававтопрома и получил название Московский автомобильный завод имени КИМ. В это время специально под мощности завода КИМ был разработан малолитражный автомобиль КИМ-10. С началом Великой Отечественной войны завод пришлось переориентировать на выпуск военной продукции.

Смотрите старые фотографии: КИМ-10-50 возле проходной АЗЛК. 1970 год:

1970 КИМ 10-50 у проходной АЗЛК

-6
-7

КИМ-10 кабриолет

В 1947 году завод вернулся к гражданскому ассортименту, был переименован в Московский завод малолитражных автомобилей и приступил к серийному выпуску легковых автомобилей «Москвич-400». Эта модель была аналогом немецкого четырёхдверного «Opel Kadett» образца 1938 года и выпускалась как на советском, так и на трофейном оборудовании, вывезенном с завода в Рюссельхайме.

Смотрите старые фотографии: МЗМА. Сборочный цех. 1952 год:

В сборочном цехе МЗМА

-8
-9

В 1948 году началось производство полудеревянного фургона «Москвич-422», получившего прозвище «Буратино».

-10

Наиболее успешными в истории завода оказались 1950-1960-е годы. В этот период модельный ряд МЗМА обновлялся каждые несколько лет, «Москвичи» активно осваивали экспортные рынки и международные гоночные трассы. Помимо базовых седанов «Москвич-402» и «Москвич-407» впервые в стране стала выпускаться модификация с кузовом «универсал», а также полноприводная версия «Москвич-410». В этот период на МЗМА активно велись экспериментальные конструкторские работы по созданию полноприводных машин для сельской местности, спортивного купе-кабриолета и микроавтобуса, но от этих планов пришлось отказаться по причине недостаточного финансирования.

Смотрите старые фотографии: Главный конвейер МЗМА. 1959-1960 гг.:

1959—1960 МЗМА.Главный конвейер

-11
-12

Спортивный «Москвич-407» купе

-13

«Москвич-411»

В 1964 году на заводе запустили в серию «Москвич-408», который отличался новым и современным для тех лет кузовом.

Смотрите старые фотографии: «Москвичи-408» на конвейере. 1964-1969 гг.:

1964—1969 На конвейере "Москвич-408"

-14

Спустя три года с конвейера сошёл миллионный автомобиль марки «Москвич».

-15

«Москвич-408», экспортная версия. «На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину «Москвич». Новая модель!» («Бриллиантовая рука», 1968).

Скромные возможности не позволяли создавать автомобили «с нуля» и в новинках хватало архаичных агрегатов, так через переходные модели появился достаточно успешный «Москвич-412». В 1966 году во время визита Шарля де Голля в Советский Союз состоялось подписание соглашения между автопроизводителями «Renault» и МЗМА, предусматривающее монтаж французскими инженерами лицензионных конвейеров, позволяющих увеличить производство до 200 000 машин в год. Эта реконструкция завершилась в 1971 году уже в новых корпусах на промплощадке № 2 в Текстильщиках. К тому времени МЗМА вновь сменил название и стал Автозаводом имени Ленинского комсомола (АЗЛК).

Смотрите старые фотографии: Готовая продукция автозавода на стоянке возле Остаповского путепровода. 1973 год:

1973 АЗЛК

-16

После закрытия АЗЛК эта площадка стала рынком строительных материалов.

-17

Волгоградский проспект, 32к1 – двухэтажное здание с мансардой (1939), профсоюзный комитет автозавода

-18

Волгоградский проспект, 32к2 – Управление конструкторско-экспериментальных работ (1934)

-19
-20

Волгоградский проспект, 32к21 – склад моторов МЗМА (1951), за этим зданием находился погрузочный терминал.

Смотрите старые фотографии: Завод малолитражных автомобилей. 1948 год:

1948 Завод малолитражных автомобилей

-21

Автобусная остановка возле заводоуправления МЗМА-АЗЛК

-22

Волгоградский проспект, 32к11 – заводоуправление МЗМА (1948), конструкторское бюро, гаражи, ныне – Московская финансово-юридическая академия

Смотрите старые фотографии: Старый фасад заводоуправления МЗМА. 1958 год:

1958 Фасад завода малолитражных автомобилей

Смотрите старые фотографии: Фасад заводоуправления АЗЛК. 1977 год:

1977 Смена вывески на здании заводоуправления АЗЛК

Смотрите старые фотографии: Во дворе заводоуправления МЗМА. 1949 год:

1949 Завод малолитражных автомобилей

-23
-24

Волгоградский проспект, 32к5 – здание 1939 года, ныне – Московский городской открытый колледж

-25

Волгоградский проспект, 32к8 – главный конвейер КИМ-МЗМА (1939), позднее – моторно-механический цех и кузовной цех АЗЛК. В 2009 году после демонтажа крыши здесь обустроили площадку учебного вождения, автостоянку и погрузочные терминалы складов и магазинов. В центре посреди руин возвышается кирпичный вентиляционный короб. Сохранившийся периметр здания занимает торговый центр «Техно Холл».

Смотрите старые фотографии: Через проходную в здании заводоуправления сотрудники попадали на главную аллею автозавода. 1965-1967 гг.:

1965—1967 территория МЗМА

Смотрите старые фотографии: Главная аллея АЗЛК. 1970 год:

1970 Юбилей 40 лет АЗЛК (цветной вариант)

-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34

Волгоградский проспект, 32к10 – компрессорная станция и боксы Отдела исследований и доводки двигателей (1940)

-35

Волгоградский проспект, 32к12 – электрокарный гараж для обслуживания внутрицеховых электрокаров и вилочных погрузчиков (1948)

-36

Волгоградский проспект, 32к13 – цех станко-инструментального производства (1948)

-37
-38

Волгоградский проспект, 32к3 – механосборочный цех № 2 (1934), здесь стоял памятник Иосифу Сталину

Смотрите старые фотографии: Главная аллея завершалась у памятника Сталину возле механосборочного цеха № 2. 1961 год:

1961 АЗЛК

-39
-40

Крышка люка «ТРУДКОЛОНИЯ Г.Новочеркасск»

-41

Вдоль 2-й улицы Машиностроения на месте уже снесённых корпусов АЗЛК в 2018 году началось строительство жилого комплекса «Метрополия».

-42
-43
-44

Железнодорожная ветка и ограда с колючей проволокой разделяли АЗЛК от соседнего, ещё более крупного предприятия, – Первого государственного подшипникового завода, или попросту «Шарика». История ГПЗ-1 началась в 1929 году, когда правительство приняло решение о строительстве завода, который должен был выпускать ежегодно 24 миллиона подшипников. Вскоре началось возведение фундамента, а уже в марте 1932-го первая партия подшипников из Москвы была направлена Сталинградскому тракторному заводу. Советская промышленность успешно осуществила план импортозамещения и стала независимой от западных поставщиков. Ассортимент продукции составляли кольца, крупногабаритные подшипники, подшипники качения, ролики, сепараторы и заготовки к ним, специальные подшипники, шарики.

Смотрите старые фотографии: Строительство ГПЗ-1. 1931 год:

1931 Строительство завода "Шарикоподшипник"

-45

К 1936 году ГПЗ-1 в полтора раза перекрыл проектную мощность. На заводе, который в те времена носил имя государственного деятеля Лазаря Кагановича, внедрялись новаторские технологии, рабочие успешно выполняли ответственные заказы. К примеру, ГПЗ-1 изготовил тяговые цепи для ленты эскалатора самых первых станций московского метрополитена, а позднее выполнил спецзаказ советской программы по исследованию Луны, оснастив подшипниками аппарат «Луноход-1».

-46

Во время Великой Отечественной войны многие заводчане ушли на фронт, а ГПЗ-1 был по частям эвакуирован в Свердловск, Саратов, Куйбышев и Томск. Вывезенные линии там и остались, на их базе запустили новые заводы, которые продолжают работать и по сей день.

К 1960-м годам «Шарик» стал одним из самых современных производств своего времени, к примеру, здесь работал самый большой в мире цех по выпуску конических подшипников. В этом цехе было установлено 77 автоматических линий, обеспечивающих высокий класс точности продукции. Для обслуживания сложного оборудования привлекались рабочие, как тогда говорили, «новой формации», знающие не только оборудование, но и технологические процессы.

Смотрите старые фотографии: В цеху ГПЗ-1. 1950 год:

1950 Государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1)

Смотрите старые фотографии: В цеху ГПЗ-1. 1960-1969 гг.:

1960—1969 ГПЗ-1

На «Шарике» было востребовано около 200 рабочих профессий – токари, шлифовщики, кузнецы, наладчики автоматических линий, контролёры ОТК и многие другие. Завод выпускал сотни типов подшипников весом от нескольких граммов до нескольких тонн, его продукция поставлялась не только на отечественные машиностроительные заводы, но и экспортировалась в 60 стран мира.

-47

В фойе бывшего заводского Дворца культуры до сих пор можно увидеть композицию, собранную из изделий ГПЗ-1.

-48
-49

ГПЗ-1 заботился о своих сотрудниках, построив детские сады и ясли, поликлинику, школу, ПТУ, техникум и ВТУЗ, стадион, дворец культуры. ГПЗ-1 открыл два дома отдыха – под Москвой и на Чёрном море. Пролетарии с Дубровки и Остаповского шоссе давно переселились из деревянных бараков в построенные заводом новые дома с горячей водой, газом и отоплением.

Никто из 25 000 рабочих и сотрудников «Шарика» и предположить не мог, что в обозримом будущем они останутся без работы, оборудование из огромных цехов будет вывезено, а завод объявят банкротом. Спад производства пришёлся на девяностые – ежегодный выпуск 124 миллионов подшипников в 1986 году сократился до 240 тысяч в 2012 году. Акционирование предприятия и новые названия ОАО «Московский подшипник», ОАО «Европейская подшипниковая корпорация Москва» не помогли удержаться на плаву. Тогда появились планы переноса предприятия в Саратов, а на исторической территории завода уже обосновался торговый комплекс. К 2019 году и на закрытой прежде заводской территории появились арендаторы – магазины, фитнесс-центр, клуб Main Stage.

-50

Шарикоподшипниковская улица, 13с1 – инженерный корпус ГПЗ-1 (1932)

-51

Инженерный корпус после реконструкции фасада

-52

Шарикоподшипниковская улица, 13с3 – в заводских цехах 1932-1934 годов постройки размещается торговый комплекс «Дубровка».

-53
-54
-55
-56
-57

Шарикоподшипниковская улица, 11с7 – административное здание (1964)

-58

Шарикоподшипниковская улица, 13А – медсанчасть ГПЗ-1 (1934)

-59

Шарикоподшипниковская улица, 15с1 – поликлиника и Музей истории ГПЗ-1 (1937)

-60

Шарикоподшипниковская улица, 17 – ПТУ и учебный комбинат ГПЗ-1 (1930), колледж связи № 54

-61

2-я улица Машиностроения, 17с1 – заводской корпус (1931)

-62

Шарикоподшипниковская улица, 13с14 – транспортный цех (1932)

-63

2-я улица Машиностроения, 23 – заводское общежитие (1932)

-64

Шарикоподшипниковская улица, 13с32 – производственное здание

-65

Маневровый тепловоз ТГМ-40 на площадке хранилища заготовок для производства подшипников. ТГМ-40 серийно выпускался с 1982 года на Камбарском машиностроительном заводе и предназначался для эксплуатации на железных дорогах промышленных предприятий. Модификация была создана на базе узкоколейных тепловозов, но с переделкой под обычную колею 1520 мм. В 1983 году тепловоз был удостоен Золотой медали Лейпцигской ярмарки.

-66
-67

Шарикоподшипниковская улица, 13с41 – производственное здание

-68

Шарикоподшипниковская улица, 13с33 – производственный цех (1954), концертный и банкетный зал Main Stage

-69

Форум «Молодой предприниматель Москвы»

-70
-71

Инстаграм блогер и модель Елена Шейдлина

-72
-73
-74

Шарикоподшипниковская улица, 13с36 – производственное здание

-75

Шарикоподшипниковская улица, 13с69 – диспетчерская (1937)

-76

Доска почёта возле заводоуправления и цеха подшипников общего назначения (1963, Шарикоподшипниковская улица, 13с46)

-77
-78

Проезды вымощены металлическими пластинами.

-79

Шарикоподшипниковская улица, 13с57 – растворный узел (1968)

-80

Грузовая площадка с козловым краном

-81

Новоостаповская улица, 5с2 – производственный корпус шинного завода (1965) стал спортивным комплексом с ледовой ареной, детской хоккейной школой и тренировочным центром. Московский шинный завод был основан в 1945 году, в СССР являлся ведущим предприятием по выпуску пневматических шин для автомобилей, автобусов, троллейбусов и прицепов. В постсоветское время признан банкротом и прекратил существование.

-82

Новоостаповская улица, 5с3 – производственный корпус Московского шинного завода (1964) занимает Киностудия ООО «Амедиа Продакшн», здесь снимаются сериалы и телевизионные игры.

-83
-84
-85

А в соседнем здании шинного завода (1-я Дубровская улица, 13Ас1) помимо других арендаторов с 2011 года располагается концертный клуб и английский паб Glastonberry.

-86

На сцене Glastonberry: Валерий Скородед, «Монгол Шуудан»

-87

Александр Чернецкий, «Разные люди»

-88

Дмитрий Судзиловский, «Тринадцатое созвездие»

-89

Фотографии: Евгений Чесноков

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #волгоградскийпроспект #гпз #москвич #промзона #автомобили #азлк