В связи с приостановкой взаимодействия российских разработчиков микропроцессоров с тайваньской фабрикой TSMC, читатели стали особенно активно интересоваться, а что у нас с собственными разработками литографов?
Так вот, эту тему я уже поднимал ещё в ноябре прошлого года, а известно про это стало ещё в сентябре 2021-го. Но тогда она не вызывала интерес у широкой общественности. Теперь, в связи с нынешними событиями, люди сильно этим вопросом стали интересоваться, и начали с удивлением открывать для себя известные уже полгода назад факты.
Поскольку тема сегодня стала как никогда актуальной, я повторю основные вещи и даже дам ещё пару ссылок на свои старые статьи. С тех пор никакой принципиально новой информации по этой теме не появилось, так что всё актуально.
Ну, первый сигнал к тому, что свои фабрики у нас будут, появился ещё в начале 2020-го года с утверждением Мишустиным новой Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, которая расширяет и уточняет основные положения предыдущей Стратегии от 07 августа 2007 года (на период до 2025 года) c учетом достигнутых в ходе её осуществления результатов.
В феврале 2021-го года я опубликовал статью «Может ли Россия создать оборудование для производства современных процессоров?», где я порассуждал о самостоятельном производстве современных процессоров, рассказав о имеющихся у нас наработках. Общий вывод — можем.
Затем была ноябрьская статья «Собирается ли Россия сама делать оборудование для производства чипов по нормам 28 нм и менее?» с описанием конкретного НИРа на бесфотошаблонный литограф, выставленного на торги, ссылку на которую я дал также в самом начале статьи. То есть, уже и НИР есть.
Следующей моей статьёй была ноябрьская же статья по той же теме: «Да, в России скоро появится свой безмасочный литограф для производства чипов по нормам 28 и 16 нм», в которой разобрал вышеупомянутый НИР более подробно, с указанием на предыдущие НИРы и на институты, занятые в работе по ним. То есть, НИР этот не единичен, и работой по созданию бесфотошаблонных литографов занимаются давно и системно.
В конце ноября 2021-го года я написал ещё одну статью «Российские степперы на 350 и 130 нм разрабатываются, как и фотошаблоны для 90 и 65 нм», в которой рассказал о НИРах на классические литографы на нормы 340 и 130 нм, а также описал ещё ряд НИРов по этой теме. Таким образом, выясняется, что работа идёт не только по бесфотошаблонным литографам, но и по классическим и по сопутствующим темам.
Таким образом, тема разработки собственных литографов жива, работа по ним активно ведётся. Более того, в связи с последними событиями я думаю, что работы по этим темам могут быть интенсифицированы. По крайней мере, внимание к этим разработкам точно будет повышенное и каждый этап исследований будет контролироваться более тщательно, нежели это зачастую бывает.
Кстати, информация для тех скептиков, которые считают, что в указанные в НИРах сроки и за такие смешные деньги невозможно создать это оборудование. Это было бы так, если бы мы начинали сегодня с нуля. Но разработки по этим темам, оказывается, велись ещё в нулевые, и прототип литографа существует в России аж с 2011 года! Точнее, это научный образец, оборудование для изучения рентгеновской литографии. После нескольких доработок как источника излучения, так и объектива, на нём были получены микроструктуры с разрешением порядка 30 нм. Так что внезапно у нас есть и специалисты, и наработки и даже школа.
Разумеется, впереди ещё очень много работы, связанной не только с созданием литографов, но и с химией, с сырьём, с отлаживанием всей производственной линии и т.п. Но это всё решаемые вопросы. Несмотря на скептические настроения некоторых узких специалистов, весьма аргументированные статьи которых мне периодически попадаются, у меня складывается более оптимистичный взгляд на проблему.
По собственному жизненному опыту работы в отрасли могу сказать, что специалисты зачастую исходят только из того, что видят, и экстраполируют ситуацию в будущее лишь в границах своей компетенции и своей отрасли, не принимая во внимание множество сопутствующих факторов, находящихся в других плоскостях. Тут может быть и открытие новых материалов, технологий, более оптимальных решений. Даже при повторении имеющихся зарубежных технологий имеется возможность обхода уже известных подводных камней, что ускорит разработку и т.п.
Такие специалисты зачастую не принимают во внимание того, что разработка может идти не только поступательно, чисто механически, исходя из видимого горизонта возможностей, и не только в чисто техническом русле. Ведь и политическая, и экономическая обстановка вокруг не статична. И не всё планируемое властями озвучивается. И на развитие технологий влияет не только наука и естественные в обычное время поступательные процессы исследований и разработок, но и политические игры, мобилизационная промышленная политика, промышленный шпионаж и т.п. Да и сами специалисты, пророй, не знают пределов своих возможностей. Да и, зачастую, просто не хотят выходить из зоны комфорта.
В общем, несмотря на то уважение, которое я действительно испытываю и всегда испытывал к узким специалистам, я очень скептически оцениваю их реальную способность к правильным масштабным прогнозам уровня развития отрасли. Всё-таки это не их специализация — вырабатывать стратегию и прогнозировать. Их опасения, несомненно, должны учитываться, как и опасения специалистов во всех других задействованных областях. Но вот определять стратегию исходя из всего спектра имеющейся информации должны другие люди, не в обиду будет сказано.
Ну вот, надеюсь, что обеспечил вас интересным чтивом по своим ссылкам надолго :-) Прошу только об одном — не читайте по диагонали ))) Ставьте нравлики, комментируйте статьи и подписывайтесь на мой канал. Будем следить за электроникой и импортозамещением в ней вместе :-) Пока!