Раскрытие Гениальности в Семейном образовании:
https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/
---------------------------------------------------------
2012 год. Агата и Сеня в тазах на берегу Онеги. Я ещё ничего не знаю про обучение дома. У меня нет инстаграма. И в голове моей прочно сидят школьные крепкие установки, прошивка, что сначала учим буквы, потом читаем слоги, а потом уже слова, и никак иначе. А чтобы учить детей, надо купить несколько учебников по педагогике, освоить методики, и только потоооом...
Даже просто подумать, что я могу не отвести ребёнка в сад — уже начало расшколивания. Начало разрушения в голове того, что прочно проросло из детства. Но и семейное образование может быть эталоном воплощения школьных норм, если их не видеть, не замечать, не ставить под вопрос. Как?
Есть представление, что уж дома дети точно должны хорошо знать предметы по программе, потому что индивидуальный подход.
Ещё многие думают, что на СО принято опережать, углублять и расширять знания. Пятилетка за четыре года. Английский с рождения. Олимпиадная математика и прописи с четырёх.
В чём здесь подвох? А подвох в том, что даже дома мы продолжаем опираться на школьные стандарты. Если в школе ценно быть первее всех, значит, дома надо быть первее всех остальных. И знакомых хоумскулеров тоже.
Если в школе ценилось делать задания со звездочками, то дома надо делать только их.
Для школы нужны усидчивость и послушание — да дома дети будут ещё усидчивее и послушнее! Они не будут тратить время на какие-то глупые перемены, они лучше в это время пусть третий язык поучат.
Если программа — то самая углубленная. Если методики развития, то самые передовые.
Что такое расшколиться? Перестать мыслить теми категориями, которые подходили в школьное время.
Но не просто перестать, а начать видеть, что нужно вам, и опираться именно на это.
Это не быстро, снимается слоями, как кожура от лука.
Сначала я думала, что ребёнок на занятиях должен сидеть смирно и делать, что сказали. Потом я увидела, что он вполне может двигаться, так даже лучше. Следом, что тишина вокруг мой личный бзик. А потом — что занятия не должны быть смертной тоской. (И дальше шёпотом: а кто сказал, что программа нужна?)
Почему так сложилось в моей голове? Потому что я годами сидела, слушала и подчинялась. Почему? Школе так удобно учить. Это как в роддоме. Вы знаете, почему в роддомах рожают в кресле? Потому что так удобно акушеркам.
Логично ведь. Один учитель, много учеников, разные способности. Если они будут бегать, шуметь, никто ничего не поймёт. Значит, так правильно. И постепенно сложилось, что сидеть и слушаться — равно учиться. Это сакральное действо, которое автоматически включает процесс обучения.
Перебивать учителя, высказывать свои мысли, делать собственные выводы, переключаться на другие дела — всё это нельзя. Это не обучение, а баловство. (Потому что неудобно акушерке). Обучение — это повторять за тем, кто знает, делать задания, писать прописи и контрольные.
Всё.
И вот, в начале СО, уже дома, мы повторяем сакральное действо, негодуя, когда ребёнок не хочет сидеть, молча слушать, а хочет двигаться, спорить и отказывается делать тоскливые одинаковые задания изо дня в день.
Но ведь учёба не должна быть интересной! — скажете вы. Конечно. Уже давно. Привычно, что учёба — это что-то нудное, тоскливое, дотерпеть до звонка и пойти заниматься любимым делом.
Если делать учёбу интересной, то надо подстраиваться под ребёка, под его ритмы и увлечения, под его запросы. А где это видано, чтобы учитель подстраивался под учеников? Так они ему на голову сядут. И ноги свесят. Им дай только волю.
Поэтому схема такова: ребёнок сидит, учит, что сказали, без права выбора, потом пишет проверочные, тесты, получает баллы — вуаля, обучение происходит. И результат есть — баллы. И классы. Если вы прошли два класса за год — можете гордиться собой. Это результат.
А вотесли ваш ребёнок вприпрыжку бежит на урок английского не по программе (а для себя), то чем вы результат иземеряете? Высотой прыжков?
Нет, результат обучения должен быть четкий. Не любовь к чтению, а количество слов в минуту. Не интерес к истории, а баллы за егэ по истории. Как вы докажете окружающим, что ваше СО работает? Только если пятилетку за четыре год (в МГУ в девять лет).
Чем измеряем инициативу? Желание обсуждать политическую обстановку накануне Второй Мировой? Радость от занятий флейтой? Целый день рисования?
Проще и привычнее обсуждать с другими родителями, почём репетиторы, сколько сдать на занавески, что по егэ. И страшно. Страшно отойти от привычной схемы, потому что недуракижеписалипрограмму.
А, может, так правда лучше? Все ж рожают в акушерских креслах, и ничего. Не могут же все ошибаться?
Здесь важен другой вопрос: а чего хотите вы? Нескромный, ужасно наглый вопрос. Как вы хотите? Точно ли вам так хорошо? Вдруг вы имеете смелость думать, что учиться — это не молчать, а говорить? Думать, обсуждать, гореть, стараться с высунутым языком, спорить, не сидеть на месте. Читать с любовью.
Даже если сейчас педагоги повскакивали со своих кресел и начали настукивать по стеклу экрана, что мы ничего не понимаем в обучении, что мозг ребёнка устроен так, что лобные доли начинают функционировать только тогда, когда интерес к учёбе уже задавлен техникой чтения и национальными костюмами народов Кавказа.
Даже сейчас вы можете думать иначе. Вы можете сами стать себе авторитетом. Вы можете сами выстраивать опоры для своих идей. И даже, когда многие будут говорить, что вы рушите будущее своих детей, потому что вот таким образом нельзя (потому что никто так не делает), вы посмотрите в лицо этим экстрасенсам и спросите у них, хотят ли они сами что-то изменить в обучении своих детей.
Расшколивание — путь из «делать правильно» к «выбирать свой путь без страха».
Автор статьи: Александра Чернявская.
Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.
Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/
#семья #семейное образование #обучение детей #обучение онлайн #семейные отношения