Перемещение народа на земле происходило постоянно в любые времена. Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше, поговорка пришла из давних времен. Сегодня автомобили, поезда, самолеты, а раньше как? Да, на лошадях, на одной, верхом или на паре, тройке, шестерке. Зависело от повозки, времени года и веса перевозимых людей и грузов. Дальность расстояния играла роль. Пункты «А» и «Б» на разных расстояниях, тем более на Руси-матушке.
Лошади они конечно сильные и быстрые, но всему есть предел. Так что приходилось делать остановки, давать лошадям отдых, кормить и поить. А где?
Постоялый двор — недорогая гостиница, для ночлега, размещения лошадей и экипажей. В постоялом дворе, как правило, был трактир. Постоялые дворы появились на Руси в двенадцатом-тринадцатом веках. Они предоставляли ночлег и питание, и как сегодня бы сказали, услуги нотариата, можно было совершать торгово-коммерческие операции. На крупных станциях были поверенные: заверяли сделки, писали письма, читали неграмотным корреспонденцию.
Постоялый двор забота частника, как правило, семейное дело. Существовали за счет платы с проезжающих – постоялое, называлась пошлина.
Петр 1 повелел провести перепись таких дворов и обложить сбором в казну. Разрешил отдавать в откуп под надзором воевод. «Содержание их дозволено всем лицам, имеющим право торговли в городах, без ограничения числа; с правом торговли одинаковым с правом съестных лавок; свидетельства на содержание их выдавались (с обязательством уплаты годового акциза в пользу городских доходов) городскими общественными учреждениями, подобно трактирам, наравне с которыми постоялые дворы подчинялись и полицейскому надзору. Содержание постоялых дворов, внегородских, поселений предоставлялось всем без получения разрешений и без платежа акциза в пользу казны; назначение их состояло в предоставлении приюта и питания проезжающим», - говорилось в документе.
Деятельность по содержанию постоялого двора называлось дворничеством.
Потомки владельцев постоялого двора на тракте в районе реки Осуга, что из Сычёвки Смоленской губернии в Ржев, Ржевского уезда, Тверской губернии, рассказали мне. Что их предок, «Плотников Иван Алексеевич, был он из мещанского сословия, житель хутора Сосновка. На хуторе в то время жила одна их семья. Через хутор проходил тракт, поэтому держали ещё и лавку. Тут можно было сменить лошадей, написать письмо, укрыться от непогоды, переночевать". В какой-то степени прототип «Путевого смотрителя», у А.С. Пушкина. В 1890 г. на хуторе Сосновка «жило 7 человек - двое стариков, двое мальчиков до 8 лет, девочка от 14 до 16 л. и родители мальчиков». Их отец и был Иван Алексеевич Плотников. Все взрослые были грамотные, девочка тоже. По тем временам грамотные женщины в крестьянстве попадались редко. Сам Иван Алексеевич был один из 7 детей. Окончил церковно-приходскую школу. Какое-то время работал приказчиком в лавке у своего дяди во Ржеве».
Почтовые станции находились друг от друга на разных расстояниях, но примерно 20 верст. Были такие, с расстоянием не менее 70, а то и 100 верст. Но, как правило, на 100 верст, делали четыре перемены (ямщик с лошадьми при этом возвращался назад – работали по определенному маршруту), так из Москвы в Петербург можно доехать за четыре-пять дней.
Вот такое скоростное движение было у наших с вами прапрадедов…
Подписывайтесь на канал, ставьте пальчик, комментируйте. Вы помогаете мне сделать канал интереснее для всех.