Этому залихватскому двустишию нынче 80 лет. Весной 1942 года в Ленинграде открылись парикмахерские. Было их крайне мало - не хватало мастеров. Но была одна парикмахерская, что не закрывалась в блокаду ни на один день, а работала она в самом центре, по адресу Невский проспект, 54/3. Хотя точнее - по адресу "Проспект 25 Октября". (Тогда было - так, переименуют проспект обратно в Невский в 1944 году).
В парикмахерскую заходили окрестные жители и непременно - актеры Музкомедии, Александринского и Михайловского театров. Театры в блокадном городе продолжали работать и давать представления...
4 апреля 1942г.
Следом за генеральной уборкой города Ленсовет распорядился открыть парикмахерские. С трудом разыскали мастеров. А ведь нужны еще и дрова, электрическое освещение, одеколон… В теперешних условиях это проблема.
Блокадные дневники 1941–1943 годов ленинградского военного журналиста и писателя Арифа Сапарова
С дровами было плохо. Приходилось экономить. Так что кто хотел получить больше, чем простая стрижка, вынужден был приходить со своим керосином, который тоже был дефицитом. На керосинке грели воду.
Впрочем, с водой тоже были проблемы - водопровод в блокадном Ленинграде 1941 - 1942 года не работал. Причин было много - больше 1000 бомб и артиллерийских снарядов было сброшено фашистами на Ленинградские водопроводные станции. К концу 1941 года кончилось топливо. Водопровод замерзал. К началу 1942 года вода не текла из кранов почти во всем городе.
«Лишилась тока сеть водоснабжения,
Её подземное хозяйство труб.
Без тока, без энергии движенья
Вода замёрзла, превратилась в труп»
Вера Инбер, "Пулковский меридиан"
Ушли на фронт мужчины, а немногочисленные женщины - работники водоканала не успевали справляться с повреждениями, хотя нередко работали под артобстрелами...
Работникам парикмахерской приходилось ходить за водой на Неву, на Фонтанку, а то и просто набирать воду, текущую из разбомбленного водопровода или воронки от снаряда...
На Фонтанке, у дома 21 есть памятный знак. Здесь спускались к воде, зачерпывали воду бидонами, с трудом поднимались на набережную по обледенелому берегу. Помогали друг другу выбраться. Драгоценная вода при этом расплёскивалась...
По несколько раз в день девушки ходили за водой для парикмахерской.
Работники старались сохранить иллюзию довоенного порядка - работали оба зала, и мужской, и женский. У входа работал гардероб - изможденная гардеробщица принимала пальто и выдавала номерки - всё как обычно.
Парикмахеры продолжали работать в белых халатах, правда, надетых на пальто - как и во всем городе, отопление на Невском не работало, а истощенное тело было не в состоянии вырабатывать спасительное тепло.
Весной на керосинках грелись щипцы, вода для окраски волос - женщины всегда были женщинами.
Парикмахерская напротив Штаба на Невском. Отощавшие девушки в грязных халатах, одетых поверх пальто, в валенках с галошами, с посиневшими от холода пальцами. Белье грязное, со следами чужих волос. Одеколон «а-ля Ленинград» – 20% спирта, остальное – хвойная вода. Однако, освежает и даже запах у него приятный, бодрящий. Старушка-гардеробщица – типичный дистрофик. Опухшее лицо, голодные, беспокойные глаза.
Блокадные дневники 1941–1943 годов ленинградского военного журналиста и писателя Арифа Сапарова
Встречался и самодельный лак для волос, в его состав входили мебельный лак, одеколон и цветной полировочный лак.
Парикмахерские на самом деле давали не только психологический эффект. Уход за собой был частью борьбы за гигиену. В городе, где не работали водопровод и канализация, одной из многих проблем были вши.
Как пословицы повторяли ленинградцы тексты плакатов, появившихся на стенах обледенелых домов: “Городу-бойцу грязь не к лицу”, “Грязь беда, борись с бедой, бей лопатой, смывай водой”, “Везде, на заводе, в квартире, в быту — борись за чистоту”.
А когда летом того же 1942 года открылись первые с начала блокады парикмахерские с очередями на горячую завивку “со своим керосином”, появилась ликующая ленинградская поговорка: “Заходите с керосинками, выходите блондинками” — с ударением в словах “заходите” и “выходите” как на втором, так и на третьем слоге, поскольку смысла это никак не меняло.
Н.А. Синдаловский. От Романова до Романова. Послереволюционная судьба Петербурга в городском фольклоре.
В 2002 г. на стене входа в парихмахерскую была установлена памятная доска с текстом: "Эта парикмахерская работала всю блокаду. В эти годы труд парикмахеров доказал: красота спасет мир". Памятная доска была установлена по инициативе "Салона Дебют-Велла" при спонсорской поддержке ЗАО "Эксклюзив Стиль" петербургские элитные камины. Автор доски - петербургский художник Алексей Коцюбинский.
В 2006 г. парикмахерская закрыта по причине высоких ставок арендной платы.
Спасибо, что вспомнили вместе с Умной Эльзой о нашем непростом прошлом. Если вы отметите "нравится" - есть шанс, что эту публикацию увидят и другие читатели.
Оставайтесь с Умной Эльзой и её маленькими историями большой страны, которой нет...
#блокадный ленинград #история ссср #парикмахеры #красота спасет мир