Найти в Дзене
Андрей Савенко

Путь к счастью. Часть шестая

Оглавление

Статья является продолжением-иллюстрацией к предыдущей статье "Как мы делаем себя несчастными. Оценки и Факты". Здесь мы рассмотрим на конкретном примере, как и почему наши Оценки заставляют нас реагировать неадекватно.

Как мы делаем себя несчастными. Технология в действии

Любая идея, если придерживаться её, лелеять и развивать, в конечном итоге создаст эффект реальности (Павел Вацлавик "Как стать несчастным без посторонней помощи")

Как мы уже выяснили, Оценки представляют собой жёсткие, категоричные, абсолютные, «чёрно-белые» субъективные суждения, которые присутствуют только в наших мыслях, но их нет в объективной реальности. Это такие слова, которые не описывают объективный мир, они описывают наше внутреннее состояние. И появляются они в самом начале нашей жизни, задолго до того, как мы начинаем познавать окружающий мир.

Предыдущую статью цикла "Как мы делаем себя несчастными. Оценки и Факты" см. здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab3cded256d5c1f652997b8/put-k-schastiu-chast-piataia-623378472759277c24198421

Посмотрим на конкретном примере, как возникают Оценки, и как они управляют нашим эмоциональным состоянием.

Все приведённые ниже имена и события условны, любое совпадение с реальными людьми и ситуациями случайно.

Допустим, есть новорожденный ребёнок, девочка, и зовут её Настя. Самый близкий человек, который ухаживает за Настей, – это её мама, назовём её Наташа. Настя – здоровый ребёнок, у неё обычный нормальный мозг.

О том, из каких частей состоит мозг, и как он функционирует, мы подробно разбирали в предыдущей статье:
Как избавиться от своих страхов

Вспомним только, что основная цель нашего мозга заключается в нашем собственном физическом выживании. Поэтому наш мозг занимается тем, что постоянно ищет опасности и угрозы в окружающем мире, отбирает самые страшные, и ищет способы с ними справиться. Занимается он этим постоянно, непрерывно и вне зависимости от возраста.

Точно так же проблемой собственного выживания озадачен и мозг Насти. Каким образом он может решить эту проблему, если Настя – новорожденный ребёнок, и сама она ещё ничего не умеет и не понимает? Её выживание обеспечивает Наташа, т.е. мать. А чем занимается мозг Насти? Он обеспечивает присутствие Наташи рядом. И он делает всё, что может, чтобы выполнить эту свою задачу:

  • когда Наташа рядом, он «включает» радость, счастье, реагирует на мать, демонстрирует свою благодарность. И тем самым привязывает Наташу к Насте.
  • когда Наташи нет рядом, он «включает» страх, горе, плачет и зовёт мать. Чтобы она пришла и позаботилась о Насте.
-2

Все эти реакции подсознательны, т.к. Новый мозг ещё не сформирован. Но Средний и Древний мозг уже прекрасно справляются со своими задачами. С самого рождения Насти её Средний мозг умеет различать две противоположные реальности:

  • если мать рядом – счастье (хорошо)
  • если матери рядом нет – горе (плохо)

Мир новорожденного – это пространство присутствия матери. Позже, когда Настя начинает сама передвигаться, её мир расширяется до пространства её собственного присутствия (квартира, улица и т.д.). Но пространство безопасности (зона комфорта) всё равно обусловлено присутствием матери. Только там безопасно, где мать может меня защитить.

Для нашей темы крайне важен следующий момент. Как только Настя научается что-то делать сама, Наташа (т.е. мать) вводит правила поведения: что нужно делать, а что делать нельзя. Например, не лезь на стол, ешь кашу, не кричи и т.д. С точки зрения психики Насти (т.е. её мозга), правила – это условия, при соблюдении которых мать будет довольна, и будет рядом с ней – «включится» «хорошая» реальность. При несоблюдении правил, мать будет недовольна, и в пределе может оставить Настю. То есть появляется установка: «Выполняй правила и будет тебе счастье».

Правила вступают в конфликт с более ранними убеждениями Насти, согласно которым она нужна сама по себе, а мать никогда её не может оставить. Это убеждения новорожденного.

По сути, всё дальнейшее развитие и взросление означает необходимость оставить прежние убеждения и начать жить по новым, более взрослым правилам.

То есть правилам нового, более взрослого мира. А мир ребёнка в возрасте 1-3 лет (раннее детство) существенно отличается от мира младенца (до 1 года), это уже более взрослый мир, со своими правилами. Точно такая же логика взросления – взросление есть переход на новые правила – будет действовать и дальше, в течение всей жизни Насти.

Нас же здесь больше интересует другой момент. Появление в жизни Насти новых правил формирует у неё новые Оценки, которые, в свою очередь, «запускают» новые эмоции. Допустим, Наташа вводит правило: «Нужно убрать игрушки перед прогулкой». Настя не делает. Наташа выражает недовольство Настей:

  • используя оценки вроде «плохо» – «хорошо», «можно» – «нельзя», и
  • различные варианты последствий: «пойдём гулять только, когда уберёшь», «придём, и тогда уберёшь», «сейчас уберём вместе» и т.д.

Дальше начинается «борьба» между младенческими (прежними) убеждениями Насти: «Меня должны принимать безусловно, и делать, как я хочу» и новыми правилами Наташи. И возможны, как минимум, два исхода:

  1. Наташа добивается своего, Настя убирает игрушки. И новые правила Наташи становятся внутренними убеждениями Насти. Она действительно, начинает считать, что игрушки обязательно нужно убирать, чтобы быть «хорошей девочкой».
  2. Наташа не добивается своего, Настя не убирает игрушки. Новые правила Наташи не становятся внутренними убеждениями Насти. У неё остаются те же младенческие убеждения «всё должно быть так, как я хочу».
-3

В первом варианте Средний мозг Насти закрепляет новую связь:

- убрать игрушки, значит, мама довольна, это хорошо, будет счастье

И формирует новую Оценку реальности, т.е. своего будущего:

- убрать игрушки, значит, будет счастье.

И новую Оценку себя:

- я убрала игрушки, значит,
я хорошая

Оценка будущего является производной от последней Оценки (себя):

- если я хорошая, значит, у меня всё будет хорошо, я буду счастлива.

Если Настя вдруг не уберёт игрушки, у неё включится тревога:

- я не убрала игрушки, значит, будет плохо.

Тревога выразится эмоцией вины и автоматическими мыслями:

- я не убрала игрушки, так делать нельзя

- я так сделала, значит, я плохая

- я буду несчастна, значит, нужно переделать, т.е. исправить.

-4

Во втором варианте Средний мозг Насти ещё жёстче закрепляет прежнюю связь:

- я настояла на своём, мама передумала, значит, она меня любит и не бросит

- мама будет рядом, это хорошо, будет счастье.

И подтверждает прежнюю Оценку реальности, т.е. своего будущего:

- я настояла на своём, значит, будет счастье.

И младенческую Оценку себя:

- мама со мной соглашается, значит,
я нужна

Оценка будущего является производной от последней Оценки (себя):

- если мама со мной согласилась, значит, я нужна, и я буду счастлива.

Если Наташа (т.е. мать) вдруг в следующий раз снова потребует от Насти убрать игрушки, у неё включится тревога:

- мама со мной не соглашается, я не нужна, значит, будет плохо.

Тревога выразится эмоцией обиды и автоматическими мыслями:

- мама заставляет меня убирать игрушки

- я не хочу это делать, а ей всё равно, значит, я ей не нужна

- я буду несчастна, значит, нужно заставить её сделать, как я хочу.

-5

Все три эмоции, которые мы рассмотрели выше (горе, вина, обида), нужны Насте, чтобы удержать Наташу рядом. А, в конечном счёте, чтобы испытать счастливое состояние. Потому что именно Наташа (т.е. мать) «переключает» «плохую» реальность Насти на «хорошую». И все эти негативные эмоции запускают Оценками.

Таким образом, Оценки выполняют полезную функцию в жизни ребёнка, потому что помогают ему адекватно отреагировать на ситуацию и удержать рядом родителя

Повторим ещё раз. Каждая из этих трёх эмоций представляет собой отдельный сигнал. То есть Средний мозг «даёт» энергию, мотивацию Новому мозгу и говорит: «Вот тебе энергия, делай то, что я хочу». А значит, у каждой из этих эмоций есть свой вполне определённый смысл:

Горе нужно, чтобы позвать родителя

На языке Среднего мозга, горе означает: «Происходит что-то плохое, я не справлюсь, нет смысла ничего делать. Нужно звать на помощь, либо ждать, пока придёт мама и меня спасёт».

Основные Оценки, которые «запускают» горе: «Я не справлюсь, у меня ничего не получится».

Вина нужна, чтобы исправить нарушение правила

На языке Среднего мозга, вина означает: «Я нарушил важное правила, это плохо. Мама может меня бросить, а один я не выживу. Нужно быстро исправить свою ошибку».

Основные Оценки, которые «запускают» вину: «Я поступил плохо, так делать нельзя».

Обида нужна, чтобы заставить родителя сделать, как я хочу

На языке Среднего мозга, обида означает: «Я хочу, чтобы мама сделала вот так, а она не делает. Это значит, что ей всё равно на меня, я ей не нужен. Она может меня бросить, а один я не выживу. Нужно быстро заставить её сделать, как я хочу».

Основные Оценки, которые «запускают» обиду: «Я не нужен, меня не любят, меня не ценят».

Все те же эмоции также будут «запускаться» у Насти и во взрослой жизни, когда она вырастет. С той лишь разницей, что «включаться» они будут не на мать, а на других людей и в других ситуациях. Но им будет придаваться то же жизненно важное значение, как это было в «детской» реальности, когда от присутствия матери и от её отношения зависело выживание Насти.

Те же Оценки и те же эмоции, которые раньше «запускались» в «детской» реальности, будут «запускаться» во «взрослой»

С теми же смыслами и значениями (как мы расписали выше).

-6

Но во «взрослой» реальности действуют совсем другие законы, чем в «детской». Разница между ними показана в сравнительной таблице ниже.

Таким образом, наши Оценки заставляют нас реагировать на «взрослую» реальность как на «детскую»

То есть реагировать неадекватно

-7

Что приводит к проблемам и страданиям. И в конечном счёте, делает нас несчастными. Чтобы прекратить эту порочную практику, нам, прежде всего, нужно научиться отслеживать Оценки в своих мыслях и менять их на Факты.

Как это сделать, мы подробно разобрали в предыдущей статье:
Как мы делаем себя несчастными. Оценки и Факты

Принципы формирования отношений с матерью (левая ситуация на схеме с фигурками) и отношений со взрослыми людьми (правая ситуация на схеме с фигурками)

-8

ВАЖНО: во взрослой ситуации потеря другого взрослого объективно не является катастрофой

-9

ВАЖНО: взрослые постоянно решают заново, стоит ли им продолжать общение и в каком режиме

-10

ВАЖНО: в детской ситуации оценки и правила полезны: они обеспечивают стабильность и снижают тревогу ребёнка

-11

ВАЖНО: во взрослых ситуациях детские реакции и оценки не соответствуют реальности, они не адекватны и поэтому создают психологические проблемы

При этом объективно у любого вменяемого взрослого есть все необходимые ресурсы, чтобы адаптироваться к требованиям взрослой жизни.