В честь дня рождения Льва Шугурова публикуем его статью из журнала "За Рулем" вышедшую в декабре 1989 г. Спойлер: в ней он предлагает сделать Музей Транспорта в автобусном парке на Новорязанской 27.
Я вышагивал вдоль сверкающих старинных автомобилей: английских и французских, немецких и итальянских, но преимущественно американских. Здесь, на улице Стрип в Лас-Вегасе шла демонстрация двухсот шедевров автомобильной техники. Посетители, а их было немало, получили шанс проникнуться уважением к таланту Рэнсома Олдса, Генри Форда, Чарлза Кеттеринга, Фреда Дюзенберга и других видных конструкторов, чьи машины выставлены в залах. И я подумал: а если бы патриотическое воспитание моих сограждан вот с таким же размахом вели ДОСААФ, общество «Знание», Моссовет, Министерство культуры CCCP? Тогда меня, стоявшего на пятом этаже небоскреба «Импириел пэлэйс», быть может, не мучила бы зависть, не душила бы досада по утраченным реликвиям.
Почему у нас нет таких автомобильных музеев, почему у нас такое отношение к своему прошлому? В стране чудом уцелели два «Руссо-Балта», а сколько было утрачено других памятников техники! И «Лесснер», и ЯГ—4, и AMO—3, и ГАЗ-42... Наше общество не знает даты смерти выдающегося русского автомобильного конструктора Б. Г. Луцкого. Мы не сумели найти в столице подходящее для создания всесоюзного автомобильного музея помещение, будущие экспонаты которого гибнут с каждым годом.
Мне могут возразить: в стране действуют шесть автомобильных музеев. Да, небольших, но по нашим средствам и возможностям. Зачем в таком случае «огород городить»? Взглянем же на них.
Есть автомобильный отдел в политехническом музее в Москве. С приходом нового начальника, деятельного Е. Бабурина, он преобразился, и случайное собрание старинных машин действительно стало пусть небольшой, но экспозицией – почти три десятка автомобилей на четыре десятка мотоциклов. Однако дальше ему расти некуда – значительную часть здания занимают разные службы и конторы общества «Знание». Открывшийся недавно в Риге автомобильный музей комплекса «Межциемс» представляет в основном латвийские экспонаты и просто не в состоянии отразить историю автомотодела России и СССР во всей полноте. Еще три музея – заводские. Они действуют при АЗЛК, ГАЗе и ЗИЛе. Но даже у такого флагмана отечественного автомобилестроения экспозиция состоит не из реальных моделей, а из муляжей! Что делать – опять же не хватает площади. Наконец, есть еще один – ведомственный Музей такси, размещенный в столичном парке №19. Выглядит он следующим образом: на четвертом этаже производственно корпуса в сумраке стоит десяток машин, до посещения которых допускаются лишь официальные делегации. Это весьма грустный итог для страны, которая занимает шестое в мире место по производству автомобилей, и которая претендует стать международным законодателем автомобильной моды в будущем.
Пренебрежение историей — одно из следствий нашей низкой технической культуры в принципе. Отсюда – и внешнее сходство «Москвича-2141» с СИМКА-1510, и копирование зарубежных образцов, которое очевидно в грузовике МАЗ-200, авиобусе ЗИС-154, малолитражке ЗАЗ-965. И неслучайно правление московского клуба «Следопыты автомотостарины», руководствуясь заботой о воспитании технической культуры, предложило в январе 1985 года тогдашнему министру автомобильной промышленности В.Н. Полякову помощь в создании отраслевого автомобильного музея. Увы, занятый более серьезными проблемами, министр не счел нужным ответить на письмо.
Конечно, времена меняются. И сегодняшний Минавтосельхозмаш СССР не отвергает идею создания такого музея. Однако в одиночку, без Минкультуры СССР, Мосгорисполкома, без помощи общественности эту задачу не решить.
Предположим, что все эти организации горячо «за» и дали зеленый свет автомобильному музею, и нужно помещение. Где взять?
Оглянемся. Вот Каретный ряд. Из крупнейшего когда-то в России гаража на 300 машин недавно выехала громадная автобаза. Помещение ремонтируют, чтобы вселить в него автотранспортное предприятие еще одного, не менее серьезного ведомства. А может быть, в центре столицы не стоит держать автохозяйство? Кругом жилые дома и далеко не самый благоприятный экологический фон. Может быть, отдать это историческое здание музею, а для автотранспортного предприятия построить современные корпуса подальше от центра города? Нельзя или невозможно — такой ответ весьма вероятен. А как тогда насчет бывших складов провианта, что на Садовом кольце? Или, например, почему бы не подумать об автобусном парке на Новорязанской улице – ему оттуда давно пора выбираться. Там, где раньше была промышленная зона (вокзал, склады, авторемонтные мастерские), теперь жилой район. Шум автобусов вместе с выхлопными газами могли бы уступить автомобильному музею.
Итак, три предложения, пусть неравнозначные, но отвечающие тем требованиям, которые предъявляет такой музей. Здесь должен сказать свое слово Мосгорисполком, который координирует планы реконструкции столицы и запросы министерств и ведомств. Разумеется, даже сделав жест, означающий готовность пойти навстречу, Мосгорисполком тут же задаст преисполненный хозяйственной мудрости вопрос: а на какие средства будет содержаться музей? Ведь бюджет не беспределен, а сегодня тем более надо экономить деньги. И здесь уместно вспомнить слова академика Д. С. Лихачева: “Культура не может быть на хозрасчете. Отдача культуры народу, стране - неизмеримо больше, чем от возможных непосредственных доходов библиотек, архивов и музеев, чем от любой области экономики и техники”. Но, боюсь, новейших хозяйственников-технократов эти слова не убедят. И на этот случай хочу обратиться к тому, о чем была беседа с директором крупнейшего в Италии автомобильного музея имени К. Бискаретти ди Руффиа, господином Марио Капитани.
Совсем недавно мне довелось видеть как в Мангейме, на родине Карла Бенца, сооружается здание музея техники и труда земли Баден-Вюртемберг. Оно вместит автомобили и мотоциклы, ткацкие станки и граммофоны, мебель, старинные фонарные столбы. Общая площадь помещения - 27 000 квадратных метров, экспозиционная - 8000. Coopyжeниe, говоря нашими словами, республиканского музея, обойдется в 180 миллионов западных марок. И их выделяет магистрат Мангейма, который нашел источник финансирования.
Где же нам найти таких спонсоров, заинтересованных в существовании и процветании автомобильного музея? Полагаю, что с патриотической, да и с чисто профессиональной точки зрения спонсорами будущего автомобильного музея страны могли бы выступить ДОСААФ и московское отделение общества автомотолюбителей, В/О «Автоэкспорт», Минавтотранс РСФСР, Госкино СССР, ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог.
Автомобильный музей — это часть нашего прошлого, нашей культуры. Пока путь к его созданию напоминал хаотическое броуновское движение. Но стихийное развитие культуры, по словам К. Маркса, оставляет за собой пустыню. Так постараемся же вывести нашу автомобильную историю из трущоб памяти и дадим ей достойное помещение, чтобы эту вышеупомянутую пустыню за собой не оставлять!