Найти в Дзене
Роман Шпаковский

Пересидеть кризис. Вспоминаем наиболее ресурсные версии "бюджетников"

В условиях логистического хаоса и геополитической напряженности, вновь ослабевшего рубля и дорожающих запчастей главным качеством автомобиля становится возможность передвигаться как можно дольше с минимальными затратами. Смысл в том, что сейчас, как нам кажется, не самое лучшее время для сосущих деньги возрастных автомобилей или высокотехногичных моделей, потому что для поддержания их в технически исправном состоянии нужны постоянные вложения. То ли дело простой новый или свежий автомобиль, требующий в ближайшие годы только плановых ТО, которые можно проводить даже самостоятельно, а набор "расходников" и технических жидкостей будет подъемным для семейного бюджета. В этот условный сегмент попадают модели В-класса, выпускаемые в России. Да, есть и другие (например, Chevrolet/Ravon узбекской сборки), но сейчас лучше отдавать предпочтение тем маркам, которые максимально распространены, – так больше шансов не иметь проблем с запчастями, новыми и б/у. Цены на эти модели растут, поставки новы
Оглавление

В условиях логистического хаоса и геополитической напряженности, вновь ослабевшего рубля и дорожающих запчастей главным качеством автомобиля становится возможность передвигаться как можно дольше с минимальными затратами.

Смысл в том, что сейчас, как нам кажется, не самое лучшее время для сосущих деньги возрастных автомобилей или высокотехногичных моделей, потому что для поддержания их в технически исправном состоянии нужны постоянные вложения. То ли дело простой новый или свежий автомобиль, требующий в ближайшие годы только плановых ТО, которые можно проводить даже самостоятельно, а набор "расходников" и технических жидкостей будет подъемным для семейного бюджета.

В этот условный сегмент попадают модели В-класса, выпускаемые в России. Да, есть и другие (например, Chevrolet/Ravon узбекской сборки), но сейчас лучше отдавать предпочтение тем маркам, которые максимально распространены, – так больше шансов не иметь проблем с запчастями, новыми и б/у.

Цены на эти модели растут, поставки новых машин сейчас тормозятся простоями производств. В концепцию "антикризисного" автомобиля вписывается и подержанный экземпляр в возрасте нескольких лет. Тут важно избежать автомобиля из-под такси или службы доставки – многие из рассматриваемых ниже моделей брались как раз в таком качестве. Но "дачных" вариантов из-под дедушки тоже хватает – ищите такие, с минимальным пробегом и в достойном состоянии.

Ниже рассмотрим наиболее очевидные (в том числе и потому, что популярные) варианты, вспомним основные преимущества и недостатки, а также предложим наиболее интересные с точки зрения доступного содержания модификации.

Lada Vesta

-2

Если уж смотреть в сторону российской марки, то лучше отдать предпочтение Vesta. Это самая современная, безопасная и, скажем прямо, приличная модель АвтоВАЗа. Ее кузов куда лучше противостоит коррозии, чем у той же Granta. В условиях дефицита компонентов и санкционного давления на Россию обилие импортных узлов уже не кажется таким преимуществом, но двигатели и коробки-то российского производства!

-3

Лучшее сочетание – 106-сильный мотор 1.6 и МКПП (к слову, автомобили первых лет выпуска оснащались коробкой Renault, затем машины с 1,6-литровым мотором перевели на "механику" от ВАЗа). Силовой агрегат доведен до ума и обещает минимум проблем в эксплуатации. Двигатель стал "безвтыковым" с 2018 года, а если говорим про более ранний вариант, лучше сократить интервал замены привода ГРМ и одновременно с ним обновлять и помпу – случаи обрыва ремня из-за заклинившего ролика или помпы бывали.

Renault Logan/Sandero

-4

Дешево и сердито! Выносливость подвески несколько преувеличена (она просто хорошо справляется с плохими дорогами, но от них же и страдает у лихих "наездников"), да и общая надежность на среднем уровне – все-таки мелких недостатков хватает. Но простые и ресурсные двигатели (особенно 8-клапанный 1.6) дают шанс на длительную и, в общем-то, беспроблемную эксплуатацию.

-5

При этом важное условие: берите версию с МКПП, поскольку старый 4-ступенчатый "автомат" не порадует ни экономичностью, ни надежностью, простенький 5-ступенчатый "робот", который предлагали на ранних версиях второго поколения, встречается редко и плохо знаком мастерам, а вариатор Jatco на свежих машинах в версии Stepway все-таки требует деликатного к себе отношения и хорошего сервиса. Ходят слухи, что Renault не будет уходить из России, значит, вопрос с оригинальными запчастями должен быть закрыт.

Lada Largus

-6

Практически все сказанное выше касается и этого универсала/фургона, которые представляет собой локализованный Renault Logan MCV первого поколения. Конечно, возраст модели сказывается, есть претензии к эргономике и уровню комфорта (и то и другое попытались исправить во время недавней модернизации). Но в качестве "рабочей лошадки" Largus хорош. Особенно если вспомнить размеры багажного отделения и наличие 7-местной версии.

-7

Стоит учитывать, что двигатели и коробки Renault ставились на ранние версии модели: с 2015 года Largus стали комплектовать 8-клапанным двигателем ВАЗ, с 2017-го – 16-клапанным, а в 2018-м начали применять и коробку передач ВАЗ-21809. Нельзя сказать, что надежность от этого сильно пострадала, а вот в части стоимости деталей российские агрегаты должны сейчас выглядеть неплохо. В любом случае с учетом грузовых возможностей универсала предпочтительнее более мощный 16-клапанный вариант, а выносливость и ресурс любого из моторов заслуживают уважения. О проблемах модели можно прочитать здесь.

Hyundai Accent / Kia Rio

-8

Несмотря на обвинения в "одноразовости" моторов, обе модели еще в первом поколении показали себя довольно надежными и доступными в содержании, в том числе за счет недорогих деталей и "расходников". Вторая генерация моделей как минимум не хуже. Но имейте в виду: издевательства во время эксплуатации и отсутствие нормального обслуживания форсированные моторы терпеть не будут, как и автоматические коробки. Да и за кузовом тоже следить надо…

-9

Считается, что после 2019 года проблема задиров стенок цилиндров на 1,6-литровых моторах решена. Сильный козырь – надежные автоматические коробки, а если говорим про МКПП, то 6-ступенчатая модификация крепче старой 5-ступенчатой (встречается на автомобилях первого поколения до рестайлинга). Важно, что корейские компании намерены продолжать работу в России, а значит, проблем с материально-технической базой быть не должно.

Volkswagen Polo / Skoda Rapid

-10

Продажи Skoda в Беларуси были запрещены еще в 2021 году, а теперь в России приостановили свою деятельность обе компании. Сложно сказать, что будет дальше, но с учетом огромного числа автомобилей, проданных дилерами за последние годы, выбор "бэушки" в ближайшее время будет. По этой же причине наверняка будет как-то закрыт вопрос и с запчастями. Polo или Rapid – дело вкуса и потребностей. Первое или второе поколение – тоже неважно, так как с технической точки зрения все то же самое.

-11

До 2015 года ставили цепные моторы ЕА111. Некоторые из них стучали поршнями, что, впрочем, к катастрофическим последствиям не приводило. В любом случае сейчас лучше отдавать предпочтение более свежим экземплярам, в том числе и потому, что они избавлены и от других недостатков.

На наш взгляд, турбомотор 1.4 TSI серии ЕА211 даже предпочтительнее атмосферного 1.6 MPI той же серии. Но версия с 6-ступенчатой механической коробкой была доступна только у Volkswagen, да и то это редкость. Основной коробкой для 1.4 TSI у Polo и безальтернативной у Rapid была 7-ступенчатая DSG, и она точно не соответствует словосочетанию "просто и дешево". В общем, если важны минимальны расходы на обслуживание и вы держите в уме стоимость возможного ремонта, лучше отдать предпочтение связке двигателя 1.6 MPI и 5-ступенчатой МКПП либо 6-ступенчатой АКПП (напомним, что она требовательна к обслуживанию и хорошему маслу).

Вердикт

Как видим, у каждой из моделей – свои наиболее удачные агрегаты. При этом, выбирая модификацию или год выпуска, стоит соблюдать несколько привычных правил:

  • чем позже выпущен автомобиль, тем меньше риск технических проблем в будущем;
  • чем проще исполнение, тем дешевле выйдет по итогу.

Тут поясним. Ранние версии автомобилей страдают от конструктивных или производственных недостатков, не избежали этого и рассматриваемые выше модели. Так, Vesta является новой для АвтоВАЗа моделью, первые экземпляры имели ряд незначительных "детских болезней", которые активно "лечились" производителем. Hyundai Accent первых лет выпуска имел неудачную настройку подвески. Volkswagen Polo 2010-2011 г.в. отметился многочисленными мелкими недостатками. Показательно, что вышедшие позже модели-аналоги (соответственно Rio и Rapid) обошлись без работы над ошибками.

-12

Чем проще, тем лучше – это не только про двигатель и коробку (хотя есть и обратные примеры), но и про оснащение. Типичный пример – светодиодная оптика. Да, выглядит лучше и светит эффективнее, но в случае выхода из строя или повреждения в ДТП замена обойдется куда дороже.

Бросать все и бежать инвестировать рубли в автомобиль глупо. Менять проверенную хорошую машину на что-то более простое и дешевое, пожалуй, тоже. Но если вопрос о покупке машины или обновлении автопарка уже стоял, то рассмотренные выше варианты (в зависимости от возможностей и потребностей) кажутся нам заслуживающими внимания.