Найти тему

Русский язык. ЕГЭ. Разбираем трудности задания 20

1,3K прочитали
Задание 20 посвящено пунктуации в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и сложных предложениях с разными видами связи. Это, пожалуй, самое сложное пунктуационное задание ЕГЭ.

Задание 20 посвящено пунктуации в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и сложных предложениях с разными видами связи. Это, пожалуй, самое сложное пунктуационное задание ЕГЭ. Разберемся в нем.

Часть трудностей, связанных с постановкой запятых в СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением придаточных я уже разбирала в статье, посвященной заданию 19, поэтому повторяться не буду. Материал об этом вы можете прочитать здесь.

Поговорим о сложных предложениях с разными видами и связи.

Теория

Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, части которых связаны между собой двумя или тремя видами связи (сочинительной, подчинительной, бессоюзной).

Например:

[Рука его дрожала], и, (когда Николай передавал лошадь коноводу),[он чувствовал], (как со стуком приливает кровь к сердцу).

[Уже давно село солнце], но [лес еще не успел стихнуть] : [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].

(Когда он проснулся), [уже всходило солнце] ; [курган заслонял его собою].

[В саду было просторно] и [росли одни только дубы] ; [они стали распускаться только недавно], (так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями).

Надо помнить

  1. Между частями сложного предложения ставятся знаки препинания (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие).
  2. Наибольшую сложность вызывают сочинительные союзы и, да (=и), или, либо. Они могут стоять между:
  • однородными членами предложениями — в этом случае запятая перед союзом не ставится:

[Через несколько часов Иван обессилел и, (когда понял), (что с бумагами ему не совладать), тихо и горько заплакал]. — СПП с последовательным подчинением придаточных, союз и связывает однородные сказуемые (обессилел и заплакал).

  • однородными придаточнымизапятая перед союзом не ставится;

(Когда девушку отпустили), [Николай стремительно заявил ей], (что она может хоть сейчас же возвращаться в город) и (что он всегда готов помочь ей). — СПП с однородным подчинением придаточных, союз и связывает придаточные.

  • частями предложения (в этом случае может образовываться стечение сочинительного и подчинительного союзов):

запятая ПЕРЕД союзом И, ИЛИ, ЛИБО, ДА ставится;

– запятая МЕЖДУ сочинительным и подчинительным СОЮЗАМИ СТАВИТСЯ, если в главном предложении НЕТ слов «ТО», «ТАК», «НО»:

[Голубые глаза у девушки были такие ясные], и, (когда они оживлялись в разговоре), [выражение лица ее становилось добрым и простодушным]. — Сложное предложение в разными типами связи, союз и связывает простое предложение и СПП с придаточным времени. Между союзами И и КОГДА запятая ставится, так как в главной части нет «то», «так», «но».

  • запятая МЕЖДУ сочинительным и подчинительным СОЮЗАМИ НЕ СТАВИТСЯ, если в главном ЕСТЬ «ТО», «ТАК» или «НО»:

[Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу], и (если пристально вглядеться), [то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение].— Сложное предложение в разными типами связи, союз и связывает простое предложение и СПП с придаточным условия.

Между союзами И и ЕСЛИ запятая не ставится, так как в главной части есть «то».

Чек-лист к заданию 20 ЕГЭ

  1. Подчёркиваем все грамматические основы. Находим средства связи и выделяем их. Помечаем буквами С и П, какая связь — сочинительная или подчинительная.
  2. Находим границы предложений. Сначала выделяем круглыми скобками придаточные, ориентируясь на подчинительные союзы. Затем все остальные предложения квадратными скобками.
  3. Определяем, что связывают сочинительные союзы:
  • Перед противительными союзами ставим запятую.
  • Перед союзами и, да (= и), или, либо запятую не ставим, если они связывают однородные члены или однородные придаточные.
  • Запятую ставим, если они связывают части предложения.

4. На границах остальных частей предложения ставим запятые.

5. При стечении союзов ищем в главном предложении «то», «так», «но». Если есть одно из этих слов, то запятую между союзами не ставим. Если этих слов нет, то ставим.

6. Выписываем цифры, на месте которых поставили запятые.

Пример применения алгоритма

1. Подчёркиваем все грамматические основы. Находим средства связи и выделяем их. Помечаем буквами С и П, какая связь — сочинительная или подчинительная.

Задание 20 посвящено пунктуации в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и сложных предложениях с разными видами связи. Это, пожалуй, самое сложное пунктуационное задание ЕГЭ.-2

2. Находим границы предложений. Сначала выделяем круглыми скобками придаточные, ориентируясь на подчинительные союзы. Затем все остальные предложения квадратными скобками.

Задание 20 посвящено пунктуации в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и сложных предложениях с разными видами связи. Это, пожалуй, самое сложное пунктуационное задание ЕГЭ.-3

3. Определяем, что связывают сочинительные союзы. Перед противительными союзами ставим запятую. Перед союзами и, да (= и), или, либо запятую не ставим, если они связывают однородные члены или однородные придаточные. Запятую ставим, если они связывают части предложения.

Задание 20 посвящено пунктуации в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и сложных предложениях с разными видами связи. Это, пожалуй, самое сложное пунктуационное задание ЕГЭ.-4

4. На границах остальных частей предложения ставим запятые.

Задание 20 посвящено пунктуации в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и сложных предложениях с разными видами связи. Это, пожалуй, самое сложное пунктуационное задание ЕГЭ.-5

5. При стечении союзов ищем в главном предложении «то», «так», «но». Если есть одно из этих слов, то запятую между союзами не ставим. Если этих слов нет, то ставим.

Задание 20 посвящено пунктуации в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и сложных предложениях с разными видами связи. Это, пожалуй, самое сложное пунктуационное задание ЕГЭ.-6

6. Выписываем цифры, на месте которых поставили запятые.

Примеры

  • [Самоуверенный генерал со своей убеждённостью в том, (1) (что не то хорошо), (2) (что хорошо), (3) а (то хорошо), (4) (что ему пришло в голову), (5) написал в послании первые слова], (6) (которые пришли ему в голову) (7) и (8) (которые не имели смысла).

Ответ: 123456. (1 — запятая между первой частью главного и придаточным предложением. 2, 3, 4 — запятые между придаточными. 5 — запятая между придаточным предложением и второй частью главного. 6 — запятая между главным и придаточным. 7, 8 — запятые не ставим, так как однородные придаточные, связанные союзом и).

  • [Дамы потихоньку пошли за поднимавшимся по лестнице Алексеем], (1) и (2) (когда уже подошли к квартире), (3) [то заметили], (4) (что дверь отворена на маленькую щелочку) (5) и (что два черных глаза рассматривают их из темноты).

Ответ: 134. (1 — запятая между частями: простым и сложноподчинённым предложениями. 3 — запятая между придаточным и главным. 4 — запятая между главным и придаточным. 2 — запятую между союзами не ставим, так как в главном предложении есть «то». 5 — запятую не ставим, так как союз «и» связывает однородные придаточные.

Презентацию к заданию вы можетре скачать здесь.

Маленькая инструкция. Как скачать презентацию?

  1. Перейдите по ссылке.
  2. Нажмите на вкладку "Файл" в верхнем левом углу.
  3. Найдите "Скачать", выберите в открывшейся вкладке нужный формат, например Power Pointe, и скачайте.
  4. Презентация окажется у вас в папке загрузки. Оттуда вы можете переместить ее в любую папку на вашем компьютере. Возможно, при переформатировании из гугл-презентации в презентацию Power Pointe возникнут некоторые искажения. Исправьте их вручную.
Другие материалы для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, а также идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".