В условиях бегства с больших экранов западной, прежде всего американской, продукции остро встал вопрос заполнения залов. Неужто прогорим? Паника такая паника…
Текст Михаила Дряшина
Беда, ой беда... Не знают ведь, что и делать. Полная растерянность. Рвут на себе волосы, хватаются за любую соломинку, яростно колошматят руками по воде в надежде не утонуть. Куда? Что? Неважно. Вдруг хоть как-то выплывем. Плавать, однако, не умеют – как кинопрокатчики, так и идеологи от массовой культуры. Никто ведь не учил, а сами ленились. Теперь совершают хаотические телодвижения, истово молятся, верят в знамения, ждут чуда.
По второму кругу «Салют-7» запузырили на больших московских экранах и Алексея Балабанова зачем-то почти всего позднего. «Брат» и «Брат-2» ещё куда ни шло. Едкие «Жмурки» даже – в плане справедливого и остроумного обличения девяностых. Но кто, скажите на милость, добровольно пойдёт на жеманную драму «Мне не больно» с вызывающей у подавляющего большинства населения невыносимую изжогу Ренатой Литвиновой или на эстетских, формалистских «Про уродов и людей»? Балабанов ведь очень неровный автор был, если не сказать больше. С гениальными озарениями, разумеется.
Но это ещё полбеды. В Госдуме предлагают вернуть в кинотеатры Болливуд. Талантливая актриса Елена Драпеко, ныне и давно депутат от СР, сказала, что индийские фильмы у нас очень даже любят, особенно в провинции. По её словам, нужно также организовать широкий прокат фильмам стран СНГ.
С последним согласен. С первым – нет. Тогда можно и «Рабыню Изауру» с «Просто Марией» под экраны сельских домов культуры переформатировать.
Странная это история. Версий две. Ей либо самой нравится «Любимый раджа», «Зита и Гита» или, не знаю, «Танцор диско», либо это такая позиция образованной доброй барыни со своими представлениями о простом люде, уважающей пещерные якобы вкусы туземцев и потворствующей оным. Типа народ у нас добрый и незлобивый – землю пашет, хороводы водит и до кино про красивую жизнь страсть как охоч.
Советская власть при всех её фокусах стремилась тянуть население вверх, образовывать, повышать уровень, в том числе и вкусовой. Только перестройка и всё, что за ней последовало, открыли путь мексиканским сериалам.
Да, индийское кино крутилось и на советских экранах, будучи специфическим продуктом для специфической публики, и то в качестве заполнения пустующих репертуарных лакун. Власть в своей культурной политике старалась играть на повышение. Она вообще работала себе в сиюминутный убыток, видя ослепительный свет дальней перспективы, стремясь устранить противоречия, в частности между деревней и городом. Во всех смыслах.
Зачем же теперь ставить страну в зависимость от ностальгических пристрастий улыбчивой уральской девчушки, которую кинопередвижка баловала когда-то жаркими фильмами про ненашенскую любовную любовь? Всё понимаю, момент трогательный, но личный, нас не касающийся. Готов даже поплакать навзрыд в жилетку за компанию, если это хоть как-то утешит.
Индийское кино последних лет (возможно, десятилетий) встречается самое разное, не уступающее местами европейскому. К примеру, неглупый «Ланчбокс» Ритеша Батры, демоническая «Видимая тьма» Нила Бисваса или более чем достойное «Запределье» Тарсема Сингха, почти шедевр. Но наша незатейливая депутат имеет ведь в виду совсем другое – классические двухсерийные мелодрамы с песнями и плясками. И ничто иное. Зачем она так обо всех нас?
Которое десятилетие ходит по рукам и головам неясно, как и кем состряпанная фальшивка, коей безоговорочно верит прежде всего либеральная публика. Помню даже ведущую – кандидата исторических наук, члена Академии Российского телевидения Дарью Хубову, взахлёб цитировавшую оное перед камерой.
Речь о переделанной безвестным шутником фразе Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», которая в фальшивой интерпретации стала выглядеть так: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк».
Подделку сразу же подхватила гуманитарная интеллигенция, радостно передавая её из уст в уста. Ибо отвечает она представлениям прогрессивной общественности о сиволапом и недалёком народе, обитающем где-то в глубинке и занятом не пойми чем на каких-то там заводах или фермах. Даже федеральный телеканал «Культура» и издание «Коммерсантъ. Власть» в своё время отметились, столь непреодолим был соблазн поржать над челядью. Потом, правда, стыдобу затёрли...
К чему это я? К тому, что не стоит играть на понижение. Тридцать лет уже играем. Вытягивать надо зрителя к солнышку, а не искать взамен отнятых те же яблоки, только в профиль.