Найти в Дзене

ВОСХОЖДЕНИЕ САМУРАЕВ К ВЛАСТИ

Для принца Ямато или для настоящих воинов, чьи подвиги легли в основу легенды о Ямато, слово «самурай», которое часто используется для описания японского воина в любой исторический период, на самом деле не существовало. Самурай означает «тот, кто служит» и, хотя сначала оно применялось к домашней прислуге, вскоре это слово стало означать военную службу, предназначенная для могущественного правителя провинции или даже императору Японии. Само появление этого слова указывает на огромные перемены в военной и политической жизни Японии, произошедшие со времен первых императоров.

К седьмому веку нашей эры имперская система превратилась из рода военных вождей, для которых воинское мастерство было необходимым фактом жизни, в правящий дом, чья гегемония была в значительной степени признана. Императорский род утверждал, что обладает божественной властью, благодаря происхождению императора от богини солнца Аматэрасу. В это время наибольшая угроза существованию императорской династии, да и самой Японии, воспринималась как вторжение из Китая. Существовала также опасность со стороны эмиси, племен, которые жили на севере и востоке Японии и были последними, кто признал господство линии Ямато. Для противодействия этим угрозам была создана система призыва на военную службу. Теоретически все взрослые мужчины, годные к военной службе, подлежали зачислению в качестве хэйси (солдат). В результате армия, которая большую часть своего времени несла караульную службу в отдаленных районах Японии, была в основном пехотной, но поддерживалась конными войсками, поставляемыми более богатыми землевладельцами. Эти люди происходили из старинной провинциальной знати, некоторые из которых когда-то выступали против возникновения государства Ямато. Создание системы призыва на военную службу показывает как ресурсы, которыми обладали императоры, так и власть, которой они теперь обладали.

Военная служба была непопулярна, но этого порядка хватило на несколько десятилетий, пока угроза со стороны Китая не начала ослабевать в восьмом веке. Политика безопасности теперь должна была быть сосредоточена на более приземленных вопросах, таких как поимка преступников и борьба бандитами. Длительный процесс формирования призывной армии был слишком громоздким, чтобы справиться с такими непредвиденными обстоятельствами. Что было необходимо, так это силы быстрого реагирования, в основном конные, которые могли бы быстро реагировать на угрозу в случае необходимости.

Пробел был заполнен за счет найма сил старой знати, и это оказалось настолько успешным, что использование призывной армии быстро сократилось, а затем было полностью прекращено в 792 году н.э. Люди благородного происхождения всегда были элитной армии, офицерским классом в призывной армии, в основном финансируемых из частных источников и обученных в частном порядке. Люди, служившие в этих элитных войсках, были первыми самураями, но важно понимать, что эти самураи все еще находились под строгим контролем императора, как и крестьяне, призванные на военную службу. Первые самураи, которые фактически были наёмниками Императора, возможно, и составляли частные армии, но они не вели личные войны.

Принц Гэндзи, одетый по моде периода Хэйан, с луком
Принц Гэндзи, одетый по моде периода Хэйан, с луком

Однако в течение следующих трех столетий несколько факторов оставят свой след, создав образ самураев, которые сражались в междоусобных войнах, только номинально проводимых от имени императора. Во-первых, череда младших принцев императорского двора покидала столицу и направлялась к «новым границам» Японии, чтобы служить для своей семьи и открывать новые территории. Это позволило расширить власть императора, но в тоже время ослабило её из-за рассредоточения. Во-вторых, в императорской семье доминировал клан Фудзивара, который поставлял императорскому двору супругов, тем самым вызывая большую зависть среди других влиятельных семей, которые чувствовали себя вытесненными. Кланы Тайра и Минамото особенно сильно возмущались господством Фудзивары. В жилах обеих этих семей текла императорская кровь, благодаря смешанным бракам с некоторыми принцами, и обе семьи создали сферы влияния вдали от столицы. Тайра базировались на западе, на берегах Внутреннего моря, а Минамото - на востоке и севере.

Императорам приходилось время от времени иметь дело с мятежниками, выступавшие против их власти, и границы цивилизованного имперского государства постоянно раздвигались. Обе эти задачи охотно выполнялись самураями Тайра и Минамото, которые разбогатели на наградах за эту службу. Они сблизились с императорским двором до тех пор, пока в результате процесса императорского сватовства Тайра Киёмори (1118-1181) не приобрел большее влияние при дворе благодаря тому, что стал дедом императора. Таким образом, центр устоял, и «родословная солнца» сохранилась, как и по сей день, как старейший установленный правящий дом в мире. На самом деле, несколько удивительно, что самурайские кланы не утвердились политически раньше, чем они это сделали, но узы императорской верности и щедрость наград, которые даровал император, были значительными.

Но был и ещё один фактор: тенденция, сложившаяся в десятом веке нашей эры, когда император отрекался от престола, будучи еще молодым и активным, в пользу родственника-ребёнка, освобождая себя таким образом от огромной религиозной и ритуальной ответственности за царствование. Созданный таким образом ребенок-император всё ещё пользовался уважением, но также был чрезвычайно уязвим для манипуляций. Ни один мятежник в Япония никогда бы не попытался свергнуть императора. Такой образ действий был немыслим, а также совершенно не нужен — важно было контролировать императора. Именно попытки Тайра и Минамото контролировать императоров или, по крайней мере, контролировать кандидатов на этот пост, стали предпосылкой для гражданских войн, разразившихся в двенадцатом веке. Два столкновения, «беспорядки» Хогэн и Хайдзи, названные в честь годов, когда они происходили (1156 и 1160 соответственно), стали началом большой войны, которая длилась с 1180 по 1185 год. Она называлась войной Гэмпэй, по китайскому прочтению названий враждующих кланов, Минамото (Гэндзи) и Тайра (Хэйкэ). Однако, восстание Хогэн было подавлено в 1156 году коалицией воинов двух домов, в которые входили воины Тайра и Минамото с каждой стороны. Последующие смуты 1160 года ознаменовались первым прямым столкновением между Минамото и Тайра, и жестокий способ, которым Тайра Киёмори, занявший место Фудзивары среди императорских фаворитов, покончил со своими соперниками Минамото, посеял семена крупной войны, начавшейся в 1180 году. После небольшого первоначального успеха самураев Тайра, они были сметены в серии блестящих сражений, в которых участвовал генерал Минамото Ёсицунэ, чьи победы при Итинотани (1184), Ясима (1184) и Данноура (1185) позволили его старшему брату Ёритомо стать военным диктатором.

Ёритомо принял титул, став первым сёгуном Японии. Таким образом, правительство Японии перешло от системы отрекшихся императоров и императорских дедов к недавно созданному бакуфу, или сёгунату, который базировался далеко от императорского Киото, в Камакура. Термин бакуфу имеет военное происхождение, когда во времена войн, ставка командования отделялась декоративными занавесками (幕, маку) и означает «шатровое правительство» 幕府. Это установило новую модель, по которой в Японии должно было господствовать правление самураев в течение восьмисот лет, хотя в 1221 году была предпринята попытка восстановления империи. Отчеты о боевых действиях в этом восстании, войне Сёкю, включены в последующие выдержки.

Маку (занавески), от которых происходит термин бакуфу
Маку (занавески), от которых происходит термин бакуфу

Прежде чем приступить к изучению письменных описаний сражений самураев в этот период, давайте сначала рассмотрим контекст, в котором происходили такие столкновения. Первое, что следует отметить, - это то, что эти состязания проводились между мужчинами, которые принадлежали к элите: статус, который зависел как от их происхождения, так и от их воинского мастерства. Однако, боевые навыки иногда могли компенсировать сравнительно низкое происхождение, на что указывает история в Кондзяку моноготари («Собрание стародавних повестей», XII век), в которой неохотно восхваляется некий воин в следующих выражениях:

Этот благородный Ясумаса не был самураем, унаследовавшим традиции военного дома. Он был сыном человека по имени Мунэтада. Однако он ни в малейшей степени не уступал самураю. Он обладал смелы духом, умелыми руками и большой силой.

Элитный характер самураев - важный фактор, который следует помнить при рассмотрении исторических источников того периода. Некоторые, как например Адзума Кагами («Зеркало Востока»), написаны в форме дневников или официальных хроник, а другие больше похожи на героические эпосы, написанные для аристократической публики, которая хотела прочитать о деяниях своего класса и, желательно, предков своей семьи. Так, например, сотни пехотинцев, сопровождавших самураев в битве, почти полностью игнорируются в рассказах. По этой причине к этим гункимоно (военным рассказам) следует относиться с большой осторожностью как к историческим записям. Однако они бесценны за тот свет, который они проливают на ценности и верования самураев и, в частности, на те идеалы, которыми самураи дорожили в отношении того, как они должны вести себя в бою. Большая часть описания посвящена самураю, действующий как воин-одиночка благородного происхождения, чьи храбрые поступки в одиночном бою способствуют общей победе. Как будет объяснено ниже, это вводящая в заблуждение конструкция, но она может предоставить очень ценную информацию о практике боевых искусств, поскольку способ ведения боя и использование различного оружия описаны в рамках глубокого знания технических ограничений оружия и доспехов того периода.

Тайра Сигэхира, классический самурайский конный лучник
Тайра Сигэхира, классический самурайский конный лучник

Некоторые из наиболее важных гункимоно были полностью или частично переведены на русский язык. Самый ранний из них, Сёмонки, посвященный восстанию Тайры Масакадо, был написан примерно в 954 году нашей эры и содержит ценные ранние описания боевых действий. В Кондзяку моноготари, который также включает Тайру Масакадо в число своих обширных тем, есть несколько разделов, представляющих большой интерес, некоторые из которых используются здесь. Хогэн Моногатари («Смута годов Хогэн») содержит яркие описания сражений восстания 1156 года. Более поздние гункимоно, такие как хорошо известный Хэйкэ моногатари (Повесть о доме Тайра), гораздо менее надежны в своих описаниях боя и действительно могут вводить в заблуждение. Стоит отметить, что историк Карл Фрайдей обратил внимание на недостатки в Хэйкэ Моногатари, которая представляет собой полемическое произведение, принявшее свою нынешнюю форму ещё в 1371 году. Среди его стереотипов — полностью вымышленный контраст между Минамото, как грубых воинов с востока, а Тайра — утонченные имперские придворные.

Продолжение следует...

Стивен Тёрнбул. Самураи-Фехтовальщик: мастер войны

Начало: