Если бы французский король Филипп IV не уничтожил орден, то история могла бы пойти иным путем.
Могло ли такое быть?
С того момента, как Святая Земля была окончательно потеряна для крестоносцев, судьба тамплиеров уже не находилась в руках самого ордена. Объяснение очень простое. Орден Храма стал бездомным и потерял значительную часть своих богатств. В 1291-м году мамлюкский султан Египта Калаун Халил аль-Ашраф захватил Аккру и буквально вышвырнул крестоносцев на улицу. Вслед за ней пали Тир и Сидон и у христиан на Ближнем Востоке больше не осталось никаких владений.
Тамплиеры, а с ними и госпитальеры, лишились своей главной базы. Больше того, была утрачена сама цель существования этих орденов. Теперь же им предстояло придумать новую концепцию. Госпитальеры ее придумали. Они захватили Родос и продолжили борьбу. Тамплиеры же вернулись в Европу, не зная, что делать дальше.
Так мог ли Орден Храма избежать своей печальной участи? Пожалуй, мог бы. Только не в 1307-м, когда посыпались аресты, а лет на 10−15 раньше. В тот момент, когда госпитальеры выбрали Родос и пиратство, а остатки тевтонцев перебрались в Прибалтику, дабы воевать с некатолическими народами Европы. Тамплиеры же сделали заведомо безнадежную ставку.
Жак де Моле — последний Великий магистр ордена тамплиеров — вернулся в Европу. Руководство храмовников стало вынашивать некий план, суть которого остается неизвестной. Важно другое: могущественная, влиятельная и очень богатая организация с концами осела в Европе, где воевать ей было, в общем-то, не с кем. Нет, немногочисленные тамплиеры Португалии и Испании участвовали в Реконкисте, но основные силы ордена находились вовсе не на Пиренеях. Главные владения и активы располагались во Франции, а также, но в меньшей степени, в Англии, Шотландии, Германии, Италии и, немного, в Венгрии и Чехии. Тут надо вспомнить, что за двести лет тамплиеры накопили в Европе обширные земельные владения.
Служба в этом ордене считалась очень почетной. Видные феодалы не брезговали принятием обетов и вступлением в ряды его братьев. А вместе с ними, зачастую, к ордену переходили и их владения. Сейчас бы мы сказали, что тамплиеры были наиболее престижной организацией из всех рыцарских орденов. Так оно и было. Во Франции тамплиерам принадлежали особенно большие наделы. Орден был вторым землевладельцем после короля, что делало положение Филиппа IV достаточно шатким.
Однако, если бы тамплиеры сумели отбить Тортосу или же придумали какой-то внятный план существования после изгнания из Леванта, их судьба могла бы сложиться иначе.
Тамплиеры на Кипре
Рассмотрим этот самый сценарий. Тамплиеры укрепляются на Кипре и используют его как базу для морской войны с сарацинами. На этом этапе они образуют крепкий союз с госпитальерами, ибо действуют против общего врага, не имея пересекающихся интересов. Впрочем, два этих ордена всегда действовали против общего врага, но это не мешало им постоянно ссориться. Но давайте допустим, что чрезвычайные обстоятельства заставили их забыть о разногласиях, и они действительно начали трудиться сообща. И у них есть Родос и Кипр — два ключевых острова в восточной части Средиземного моря. Оба имеют важнейшее стратегическое значение. С первого легко угрожать Византии и Сирии, со второго — Египту. Родос и Кипр образовали бы могучий альянс — первый морской рубеж обороны Европы.
Тамплиеры, правда, вынуждены были бы вечно искать компромиссы с кипрскими королями, ибо их присутствие на острове создавало бы там двоевластие, а двоевластие — вечная почва для конфликтов.
Родос, как известно, пал лишь в 1522 году. Кипр стал частью Венецианской республики в 1489-м. Но два флота лучше, чем один. Иоанниты с тамплиерами не спасли бы Константинополь, но вторжение османов в Европу точно оттянули бы.
Европа
Есть мнение, что европейские монархи были очень рады разгрому ордена тамплиеров. Это так лишь отчасти. Действительно, начинания Филиппа Красивого поддержали очень многие. Слишком уж лакомым кусочком было имущество тамплиеров. Папа Климент V, который бесцеремонно вмешался в процесс, требовал, чтобы следствие передали Святому Престолу, ибо храмовников обвиняли в ереси. Вероятно, понтифик надеялся, что и он урвет свой кусок от общего пирога. Эдуард I, король Англии, был с тамплиерами гуманен и милостив и запрещал применять пытки. Дело в том, что он имел с орденом дружеские связи. Тотальная конфискация озолотила ни одну корону, но никто не поживился больше Франции.
Другое дело, что некоторым странам ликвидация ордена тамплиеров принесла одни проблемы. К таковым относилась, например, Португалия. Тамплиеры очень помогали этому королевству в борьбе с маврами. И если у Испании имелись свои ордена, то португальцы полагались именно на храмовников с их огромным боевым опытом.
Наши дни
Не стоит переоценивать могущество и влияние тамплиеров. После потери Руада они столкнулись с проблемой, которую не в силах были решить. Орден Храма оказался, попросту, никому не нужен. Придумать новую концепцию существования Жак де Моле оказался неспособен. Зато такую концепцию придумали тевтонцы и иоанниты, что и продлило им жизнь. Смертельным ударом для тевтонцев стала христианизация Прибалтики, а точнее Кревская уния 1385 года. Литва и Польша объединялись под властью Ягайло, а сам Ягайло принял католичество. А раз Литва стала католической державой, то и воевать больше не с кем. Так начался упадок ордена.
Госпитальеры протянули и вовсе до конца XVIII века. После Родоса их домом стала Мальта, где они продолжили морскую войну с османами.