Найти тему
Сам себе сэнсэй

Рюги-бу-дзюцу. Комплексная подготовка самураев.

Самураи были средневековой японской воинской элитой. Все их существование, начиная с самых первых лет жизни, подчинялось одной цели –доблестно служить своему господину, и с честью умереть, прославив имя своего рода. Другими словами, они жили в полной готовности выполнить абсолютно любой приказ, даже если за ним следовало расставание с жизнью. Для решения подобных задач требовались незаурядные умения, которые шлифовались в школах воинских искусств. Эти школы появились приблизительно в первой половине 14-го века, и в течение нескольких столетий их число достигло 9000.

Фото с сайта https://www.pinterest.ru/pin/682576887254803551/
Фото с сайта https://www.pinterest.ru/pin/682576887254803551/

К этому моменту военное дело превратилось в самый престижный и основной вид деятельности для аристократов, к которому их готовили с раннего детства. А заканчивалась подготовка в такой период, который у нас принято называть «переходным возрастом». Т. е., трудный переломный момент, когда подросток капризен, растерян, и находится на полпути от детства к взрослой жизни. На Западе этому посвящают научные и педагогические труды, ищут «особый подход», а юный самурай получал пару мечей, и напутствие: «Все, парень, теперь ты взрослый. С этого момента настала пора применять на практике все, чему тебя учили с детского сада…А, прости – у тебя не было детского сада. В общем, главное ты знаешь, а детали освоишь с годами… если повезет».

Понятно, что в таких условиях совершенствование мастерства было главным приоритетом, и, можно сказать – залогом выживания. Либо ты мастер –либо ты мертвый. Вот поэтому школ воинских искусств было немеряно, и учились в них вовсе не для галочки.

Фото с сайта https://www.pinterest.ru/pin/488218415825211173/
Фото с сайта https://www.pinterest.ru/pin/488218415825211173/

Навеянный фильмами образ самурая, сильно отличается от подлинного облика японского воина. В кино показывают, что это были искусные и вспыльчивые фехтовальщики, которые в перерыве между размахиванием мечами, пили саке, и размышляли о будущем сеппуку. Возможно, в какой-то степени так и было, но все же, этот подход сильно упрощен. Ибо для того, чтобы расслабиться, и пропустить стаканчик-другой, надо было еще дожить. А без отточенного мастерства сделать это было крайне проблематично.

Существует различная классификация школ бу-дзюцу. Не претендуя на истину в последней инстанции, и несколько упрощая, предложу такой вариант:

1.Борьба без оружия.

2. Оружейные боевые искусства.

3.Использование метательного, огнестрельного, и зажигательного оружия.

4.Психофизический тренинг.

5.Вспомогательные искусства (плавание в доспехах, организация переправ, связывание, топография, методы быстрого надевания доспехов, и т. д.)

6. Разведка, диверсии, и шпионаж.

7.Фортификация.

8.Ведение боевых действий на море.

9.Стратегия и искусство управления войсками.

Фото с сайта https://www.factinate.com/?p=389268
Фото с сайта https://www.factinate.com/?p=389268

Каждая из этих групп включала в себя множество дополнительных подразделов, многие из которых со временем превращались в самостоятельные искусства. Например, борьба без оружия подразделялась на борьбу без одежды (сумо), борьбу в одежде, «полицейские» системы, и т. д. А оружейные боевые искусства представляли, наверное, самый крупный раздел,состоящий из большого количества направлений: множество школ и стилей фехтования (с одним и двумя мечами), искусство владения алебардой, шестом, копьем, серпом камой, цепью, ножом танто, палкой, веером, и т. д.

Одним словом, школы воинских искусств охватывали абсолютно все аспекты военной подготовки, выпуская из своих стен профессионалов высочайшего уровня. Надо отметить, что школы, при всем их огромном многообразии, действовали на основе единых принципов, идей, и правил. Хотя, конечно же, объем и качество знаний разнились в зависимости от того, кто в этих школах обучался: нищий пехотинец с самых низших слоев общества, или знатный самурай – богатый конный лучник.

Фото с сайта https://www.pinterest.ru/pin/574631233707780930/
Фото с сайта https://www.pinterest.ru/pin/574631233707780930/

Из-за непрекращающихся войн, школы боевых искусств были крайне важны и востребованы, и это понятно: хочешь выжить – повышай свой боевой уровень. Раздробленность Японии и враждебность кланов способствовала тому, что многие школы были семейными, т. е. закрытыми для посторонних. В них обучались исключительно представители «своего» клана. Многие из них впоследствии стали фундаментом для появления крупных и общепризнанных направлений боевых искусств.

Таким образом, сословие самураев понимало и высоко ценило воинские искусства, посвящая им значительную часть своего времени. Подготовка японских воинов была разноплановой. Чем более знатным был род, тем выше был уровень знаний, и значительным их объем. Лишь исключительно подготовленные профессионалы могли выживать и эффективно действовать в условиях постоянных междоусобных войн, стычек, и сражений.