Найти тему

Таки бити ляхов или Романтизированный портрет великого гетмана

Фильм "Богдан Хмельницкий" 1941 г. Историческая драма. Экранизация одноимённой театральной драмы известного советского драматурга Александра Корнейчука, в свою очередь основанная на реальных исторических событиях, а именно на восстании Запорожских казаков под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой. Решил вернутся ненадолго к старому советскому кинематографу, ибо соскучился по пафосу и патриотизму, которого сейчас очень не хватает в нашей современной культуре. И как раз вспомнил о данной исторической драме, снятой незадолго перед Великой Отечественной войной. Посмотрел - и остался доволен. И вот вам моё краткое мнение - Романтизированный портрет великого гетмана. Скажу сразу, что недостатков в картине нет и быть не могло, но есть у меня некоторые замечания, которые я отмечу в отдельном абзаце, а пока я сосредоточу ваше внимание на плюсах данной и забытой, к огромному сожалению, старой картины.
Итак, вот они:
1. Сценарий - картина рассказывает нам о начале великого исторического события, а именно о восстании запорожских казаков под сильным и мудрым руководством гетмана Богдана Хмельницкого, у которого ляхи убили сына, похитили жену и сожгли его родной хутор Суботов, а перед этим не одно столетие истязали русских православных жителей Речи Посполитой, старались обратить в латинскую веру и уничтожали тех, кто не предал веры своих отцов и предков. Великая и могучая сила поднялась, а возглавил её опытный воин, бывший полковник реестровых королевских казаков, заключивший союз с крымским ханом и начавший переговоры с Русским царством о военной помощи и вхождении Запорожской Сечи и других православных земель в состав Русского царства. В картине показаны первые две важнейшие победы Хмельницкого, это битва при Жёлтых водах и последующий захват Корсуни в 1648 году, в результате чего Коронная Польша содрогнулась от наглости и военной удали "быдла" (так презрительно называли польские паны запорожских казаков и вообще всё православное русское население королевства). Показаны сила и удаль казаков и ненависть и презрение польских панов и особенно католического духовенства, которое искренне ненавидит православных. Особенно акцентируют внимание на коварство и подлость поляков и предательство казаков в стане Хмельницкого и борьбу с этим честных хлопцев, которые стараются сбросить панский хомут не только с себя, но и со всех православных. Это картина о восставших казаках и сильном руководителе, без которого это дело никогда бы не смогло произойти.
2. Патриотизм - картина наполнена пафосными фразами и длинными монологами, в которых честно и правдиво рассказывают о жизни всех православных жителей Речи Посполитой в условиях разгула польской шляхты и неприкрытой ненависти последних к простым людям за их веру. Показано и рассказано о бесчеловечных пытках и чудовищной жестокости ляхов в попытке задавить мятеж Хмельницкого "огнём и мечом". И на этом фоне могучий воин Богдан Хмельницкий говорит об объединении с Русским Царством и только этот выбор спасёт Сечь и всех православных от польской угрозы, и только так на этой земле наступит долгожданный мир, где люди могут на своей древней православной земле исповедовать свою веру без риска быть за это униженными. Пророческие слова великого гетмана доказали свою правоту сотни лет спустя. А для меня, русского человека, живущего в стандартной провинции России, где в областном центре есть проспект Богдана Хмельницкого, это особенно дорого, ведь этот человек герой как для русских людей из России, так и для русских жителей современного государства "Украина", ведь это наша общая история, и её нельзя делить никак! Короче, картина наполнена патриотизмом чуть больше чем полностью и крайне рекомендуется к ознакомлению. Да её надо показывать по телевидению для подрастающего поколения!
3. Костюмы, декорации - минимум декораций, максимум костюмов и большое количество массовки обеспечили данной картине зрелищность и относительное правдоподобие, ну хотя бы удалось погрузить зрителя в атмосферу неспокойной середины семнадцатого века. Сражения неплохо поставлены, хотя их довольно мало. А костюмерам отдельное спасибо за их титанический труд, особенно в условиях сорок первого года.
4. Юмор - даже в это серьёзное произведение создатели органично и умело заделали юмор, который отлично разбавляет серьёзный тон повествования и драматические моменты.
Теперь немного о замечаниях. Самого Богдана Хмельницкого очень мало на экране, что немного так портит общее впечатление, ведь именно он должен был быть главным героем, а здесь он главный конечно, но редко мелькает, и лишь только во второй половине картины его мы видим почаще. Мало баталий. Обе битвы показаны очень быстро и скомкано и поэтому зрителю не позволяют в полной мере ощутить дух битвы и её зрелищность. А ещё часто говорят слово "Украина", которое появится на карте только после февраля 1917 года, поэтому называть Богдана Хмельницкого "украинцем" и русский православный народ и казаков "украинцами" явная историческая ошибка. И ещё картина нуждается в звуковой реставрации, ибо звук слишком громкий и режет слух, а некоторые фразы героев вообще невозможно понять из-за постоянного шума. Ну и переиздать картину в формате bly-ray явно не помешает, дабы новое поколение зрителей могло ознакомится с классикой советского кинематографа.
Немного о главных героях:
1. Богдан Хмельницкий в исполнении Николая Мордвинова - гетман Запорожского казачьего войска, восставший против власти польских панов и пошедший на них войной. Хитрый и умный политик, переманивший на свою сторону крымского хана и одержавший ряд громких побед на ляхами. В данной картине его образ явно романтизирован, но тут не вина актёра, а вина сценариста. Мне ближе Хмельницкий в исполнении Богдана Ступки, который ближе к историческому прототипу, да и внешне тезка Хмельницкого больше походит на великого гетмана, нежели Николай Мордвинов. Но похвалю актёра, похвалю.
2. Гаврило в исполнении Михаила Жарова - дьяк Запорожского войска, который совершает опасное задание по приказу гетмана. Весёлый и жизнерадостный, хитрый и острый на язык герой, чьё поведение и чьи реплики вы запомните надолго, которого великолепно исполнил Михаил Иванович Жаров. Браво Михаил Иванович! Браво!
Как жаль, что последующие гетманы не вняли призыву Хмельницкого, и в результате случилось Руина (заяндексите сами что это такое), в 1664 году, уже после смерти гетмана (1657 год) лях Стефан Чарнецкий осквернил могилу Богдана и его сына Тимофея, выставил тела на поругание и вновь сжёг хутор Суботов. С тех пор ни один гетман не смог превзойти Хмельницкого в мудрости и величии, а благодарные "украинцы" даже с памятника Хмельницкому в центре Киева убрали надпись "Единая и неделимая Россия". Так и идёт раздор между одним народом, герой которого Богдан Хмельницкий хотел объединить и что бы они жили в одном государстве в мире. Прости нас великий гетман, но мы не смогли исполнить твоего завета.
В итоге имеем отличную историческую драму о начале восстания гетмана Хмельницкого, с хорошим сценарием, отличными костюмами и декорациями, неплохой музыкой, хорошим и смешным юмором, сильными драматическими моментами и хорошими актёрскими работами.
Моя оценка 9 из 10 и моя рекомендация к просмотру!

  • Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
  • Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
  • Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!