«Аваевская богодельня.. Аваевская. Ага, а что нам говорит ВикипедиЯ?
**
Аваевская богадельня (Ласточкино гнездо) — историческое здание в центре Твери, на улице Крылова, 20. Памятник архитектуры регионального значения.
Двухэтажное здание, стоящее на перекрёстке улиц Крылова и Салтыкова-Щедрина. Было построено в начале 1880-х годов в формах эклектики, приближённо стилизованных под средневековую готику, к перекрёстку улиц обращено высокой квадратной надстройкой над срезанным углом Г-образного плана. Угол богадельни венчает небольшой четверик, на котором установлены четыре башни со шпилями. Несколько башен также возвышаются над крышей в других частях здания.
После строительства в 1880-х годах здание купил купец В. П. Аваев, с целью устройства в нём богадельни. Впоследствии богадельню назвали его именем.
Здание Аваевской богадельни было использовано при съёмках фильма «Статский советник».
**
Не густо! Но «густо» нам и не надо! Я жила — долго — в этом районе города. И уж её, родимую, видала-перевидала. В Твери есть и ещё старинные здания, связанные с благотворительной деятельностью купцов Аваевых. Но я не про историю.
Само слово «богодельня». Оно мило мне и навевает мысли приятные, хотя и грустные. От него тянется давность.. — дымок ладана, огарок свечки в «лампадке», перед тёмноватой иконой, шёпот истовой молитвы, тени по углам, неторопливое время, уставы, традиции душевные. Если меня спросят: «Что за здание такое чудное? Эка забавка!» Я, с понижением светских чувств, возражу: «Богодельня. Аваевская. Жили купцы у нас такие.. Светлые были люди!» И замкну в себе это ощущение — скромного благоговения; и крошечного неудобства современного. За пафос, трогательную речь, проникновенность чувств и уж точно, за предположение о «особой особенности» людей.. Коих я и не знаю совсем!.. Но «расплескать» побоюсь и отойду — от заезжих, историй наших не знающих! — в сторону. С тем и останусь!
Я видела это здание — похожее на «ласточкино гнездо» — с детства. Район небольшой, почти в центре. Я обитала в нём с семи лет — солидный возраст! Да, и почти сразу по переезду, начала ходить в музыкальную школу. Она чуть дальше расположена. Состояние «ценности» скорее всего было приемлемым — должно было быть таким! В детстве всё лучше! Однако, лёгкая обшарпанность, рыже-розовый цвет фасадов — словно баба бельё перестирала и оно дало линялость. И «зубцы», обкусанные поверху — довершающие «картину обнищания». Были вечно, в моём понимании.
Снуя и выбраживая мимо — неоднократно, от всякой разной дитячей нужды — я привыкала к нему. ЧУдному! Оно встраивалось в моём воображение в «план областного центра». И становилось в нём родным. Как такая диковинка может «породниться» с «шедеврами» «ковровой» советской застройки?!
По совести сказать, тихий административный центр особо и не застраивался. В нём уцелели и радовали глаз каждому прохожему особнячки и кирхи, купецкие дома и вычурные аристократические «палацетто». Широкие улицы, с редко расставленными зданиями. Бульвары и скверы, с разросшимися кустарниками и пышными, цветастыми «по лету» клумбами — обрамлённые рослыми деревьями, напичканные тропками затейливыми. Общая атмосфера упорядочения и отстранённости — от городского шума, пыли, суеты, важности наносной. И там немало исторических построек — сейчас, тем более прежде!..
Аваевская богодельня. Стоявшая гордо по углу и в пересечении. «Многоглазая» и «островерхая»! Применения непонятного, таинственно пугавшая и завораживающая меня.. Сбереглась особнячком — не существительное!) — в моей прихотливой памяти.
Взрослые проходят — видят и не замечают. Малыш — видит, изумляется, сооружает внутри себя сказку. «Проживает» её, каждый Божий раз минуя «дворец» и «назначая» себя принцессой. Вырастает и … забывает?! Нет. Просто вырастает в «королеву»!)..»