Пока политики в ЕС готовятся обсудить эмбарго на российскую нефть (между собой, а потом и с Байденом, подробнее читайте тут), у них назревает и внутренняя проблема.
На дворе конец марта, часть с/х культур уже посеяны, часть сеется в данный момент, остальные нужно будет сеять вот-вот. Но есть проблема: стоимость топлива для техники и удобрений. Всё это стало стоить как билет на орбиту для космического туриста. По крайней мере, для фермеров из стран Европы.
На улицы Мадрида вышли по меньшей мере 150 тыс человек.
«Мы прекратили работу, потому что не можем позволить себе продолжать терять деньги. Но мы достигли той точки, когда вы уже можете заметить нехватку поставок; фабрики и крупные компании вынуждены закрываться, потому что у них закончились запасы», — говорит президент организации «Платформа в защиту транспорта» Мануэль Эрнандез.
Перевозчики поддержали протест фермеров: в конце концов от цен на топливо страдают все. Более того, они объявили бессрочную забастовку ещё 13 марта, сумев к 17 марта снизить объёмы поставок в торговые сети более чем вполовину. Поддержать забастовку грозят и рыбаки.
Сами же фермеры поясняют, что они страдали от роста цен на энергию и до событий на Украине. Однако реакция ЕС на спецоперацию России на Украине сделала положение фермеров просто невыносимым.
Хесус Анчуэло, фермер:
«Ситуация еще больше усугубилась после войны на Украине. Некоторые фермеры еле сводят концы с концами, особенно животноводы. Цены на корма резко выросли, цены на энергию, необходимую для их бизнеса, взлетели, цены на топливо тоже выросли... Всё, что им нужно для производства, стало дороже».
Греческих фермеров было поменьше, около 500 человек. Но и у них есть вопросы к своему правительству. В том числе — относительно реакции на украинские события.
Власти ответили на это снижением налога на удобрения, а также пообещали налоговую скидку на топливо. Но даже эти меры не могут компенсировать фермерам расходы.
«Ситуация стала невыносимой. Мы не можем позволить себе купить семена, удобрения и топливо. Из-за военных действий в Украине в нашей стране начался кризис», — говорит глава фермерского коллектива «Аминтеу» Диаманто Критику.
Во Франции решили не ждать протестов и ещё 16 марта представили Т.н. «План устойчивости» — пакет мер по смягчению ценового шока. Цена пакета немалая (25 млрд евро), поскольку включает не только снижение цен на топливо.
Несмотря на план, с забастовкой фермеров и грудами мусора (фермеры привезли их в знак протеста) правительству столкнуться пришлось. Причина проста: только за последние 2 недели цена литра топлива выросла в среднем на 0,4 евро. А правительство гарантирует снижение только на 0,15 евро. И даже дополнительные скидки от сетей АЗС (TotalEnergies с апреля будет уступать ещё 10 евроцентов) ситуацию не спасают.
Союз дальнобойщиков и рыбаков оформляется и во Франции: в знак протеста они блокируют подъезды к нефтехранилищам.
Отметим, что правительства европейских стран реагируют на протесты стандартно: снижают налоги на топливо и удобрения, уменьшая тем самым их стоимость для фермеров и перевозчиков. Но в условиях, когда стоимость барреля уходит за 100 долл и когда экспорт удобрений из РФ и РБ останавливается (крупные транспортные компании отказываются возить грузы из российских портов, а в ЕС обсуждают полный запрет захода российских грузов и кораблей в свои порты) налоговое регулирование теряет эффективность. Если дальнобойщик тратит 2000 евро на 1000 л топлива вместо 1300 евро, то скидка от французского правительства вернёт ему 150 и он всё равно будет в минусе. Чиновники загнали себя в угол, из которого не выбраться привычными методами.
#РепортёрРазбор
#РепортёрНовости