Постановка проблемы. В процессе своего развития научная фантастика порождала новые жанровые разновидности и поглощала элементы старых. Произведения в жанре научной фантастики разделяют, в основном, по тематике: открытия и изобретения, ход истории, организация общества, путешествие во времени и др. Но классификация этого жанра достаточно условна, так как одно и то же произведение может сочетать элементы сразу нескольких видов фантастики, и разные исследователи предлагают свою классификацию.
Анализ литературы. В области изучения научной фантастики (в частности ее классификации) можно выделить работы А. Азимова, А. Ф. Бритикова, В. Гакова, А. Громовой, С. Лема, Ю. Кагарлицкого, Дж. Клют и др.
Цель статьи – разграничить разновидности научной фантастики.
Изложение основного материала. Жанр «научная фантастика» стал актуален, когда техническая сторона общества начала резко развиваться. Авторы пытались представить «великие машины будущего» и показать ход истории в дальнейшем. Характерно, например, утверждение А. Громовой – автора статьи о научной фантастике в «Краткой литературной энциклопедии»: «Научная фантастика определилась как массовое явление именно в ту эпоху, когда наука стала играть решающую роль в жизни общества, условно говоря – после второй мировой войны, хотя основные черты современной научной фантастики наметились уже в творчестве Уэллса и частично К. Чапека» [2, с.140]. Однако, подчеркивая актуальность научной фантастики как литературного явления, нельзя забывать о том, что литературные корни современной научной фантастики уходят еще в античность, что она является законным последователем величайших достижений мировой фантастики.
Научная фантастика – это жанр в литературе, который описывает открытия в разных сферах общества, показывает вариант возможного будущего при определенных условиях; действие происходит в будущем. Научная фантастика является разновидностью фантастики в целом и основывается на фантастических (невозможных или маловероятных) изобретениях и фактах в области науки.
Следует указать на отсутствие единого определения термина «научная фантастика», так как существует много трактовок этого жанра. Например, Айзек Азимов утверждал: «Научную фантастику можно определить, как ту отрасль литературы, которая касается реакции людей на изменения в науке и технике» [1, с.98]. Лестер-дель-Рей писал, что причина отсутствия «полного удовлетворительного определения» заключается в том, что «нет никаких четко очерченных ограничений для научной фантастики» [3, с.234].
Произведений в жанре научной фантастики в чистом виде, как таковых, не существует, поскольку сочетаться могут все жанровые разновидности фантастики (например, утопия и альтернативная фантастика и т.д.), что и создает споры по поводу дефиниции жанра. Вопрос классификации также остается открытым. Разумеется, деление на направления достаточно условно, так как одно произведение может включать в себя черты нескольких разновидностей жанра.
Собственно научная фантастика предполагает, что в основе сюжета произведений лежит естественнонаучное допущение: новое изобретение, научное открытие и т.д. К этому поджанру относятся некоторые произведения Жюля Верна: «20 000 лье под водой», «Робур-завоеватель», «С Земли на Луну», Артура Конана Дойля: «Затерянный мир», «Отравленный пояс», «Маракотова бездна», работы Герберта Уэллса и Александра Беляева.
С развитием различных сфер общества возникли другие разновидности научной фантастики. Значительный место в этом жанре занимает социальная фантастика, основной целью которого является раскрытие принципов развития общества, попавшего в незнакомые условия. Характерная черта этих произведений – показать развитие общества, оказавшегося в непривычной ситуации, развитие тем социальной инженерии и психологии либо контроля над личностью. Социальная фантастика получила особенно широкое распространение в социалистических странах Восточной Европы (творчество Ивана Ефремова, братьев Стругацких и Станислава Лема).
Хронофантастика (темпоральная фантастика, или хроноопера) – это поджанр, рассказывающий о путешествиях во времени. В XX веке концепция путешествия во времени стала прогрессировать. Показательным произведением этого поджанра считается «Машина Времени» Г. Уэллса. Хотя о путешествиях во времени писали и раньше (например, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Марка Твена), но именно в «Машине Времени» перемещение во времени впервые было целенаправленным и обоснованным с помощью научных фактов.
Альтернативно-историческая научная фантастика (альтернативная история). Это произведения, в которых развивается концепция того, что в прошлом произошло или не произошло какое-то событие, и какие последствия из этого следуют. Первые попытки создания такого рода гипотез встречаются ещё задолго до появления самого жанра научной фантастики. Не все эти гипотезы являются художественными произведениями – тогда это были серьёзные труды историков. Например, Сэр Джон Сквайр выпустил целую книгу исторических эссе, под общим заглавием «Если бы всё вышло не так».
Как и многое другое, альтернативную историю в научную фантастику ввёл Герберт Уэллс. В своей книге «Люди как боги» автор изобразил идею множества параллельных миров, ветвящихся от ключевых точек в истории и развивающихся каждый сам по себе. В одном из них обнаруживается утопическая, процветающая Англия.
Апокалиптическая фантастика – поджанр научной фантастики, в котором рассказывается о наступлении какой-либо глобальной катастрофы. Действия в таких произведениях происходят во время катастрофы: нашествия инопланетян, восстания роботов, извержения вулкана и др. Например, поэма в прозе «Последний человек» (1805), написанная Жаном-Батистом Кузеном де Гренвилем, в которой технический прогресс приводит человечество к уничтожению.
Постапокалиптическая фантастика. Это разновидность научной фантастики, в которой действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Поджанр зародился в конце XIX – начале XX веков. Первое классическое произведение в этом направлении – роман Ричарда Джеффериса «После Лондона» (1885), в котором действие происходит спустя тысячи лет после катастрофы.
Космическая опера. Признаки этого поджанра: действие происходит в космическом пространстве или на других планетах, включает в себя конфликт между оппонентами, применяющими (иногда полностью вымышленные) технологии; персонажи показаны в героическом ключе. Наиболее ранним произведением, соответствующим этим «канонам» поджанра, можно считать роман Гаррета Сёвисса «Эдисоновское завоевание Марса» (1898), в котором земные учёные во главе с Эдисоном летят на Марс и наносят марсианской цивилизации сокрушительный ответный удар.
Киберпанк – поджанр научной фантастики, в котором идет описание антиутопического мира недалёкого будущего, где высокое развитие технической стороны общества, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве. Сюжеты киберпанка часто построены вокруг конфликта между хакерами, искусственным интеллектом или мегакорпорациями, например, как в романах «Основание» Айзека Азимова или «Дюна» Фрэнка Герберта. Киберпанк как поджанр научной фантастики был популяризован в начале 1980-х годов проживающим в Канаде писателем-фантастом Уильямом Гибсоном после издания романа «Нейромант».
Стимпанк(паропамнк) – это поджанр научной фантастики, где отображается альтернативный вариант развития человечества, при котором были в совершенстве освоены технология паровых машин и механика. Как правило, стимпанк подразумевает стилизацию под эпоху Викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Разностная машина» (1990) привлекло большое внимание к этому жанру, и именно после этого романа стимпанк начал приобретать всё большую популярность среди читателей. Сам поджанр также имеет разновидности.
Биопанк– направление в научной фантастике, в котором изображается использование генной инженерии и применение биологического оружия. Примером произведения в этом поджанре является «Геном» Сергея Лукьяненко, в котором описываются методы, позволяющие изменить генотип человека так, чтобы приспособить его к определённой деятельности.
Нанопанк– направление в научной фантастике, в котором показывается применение нанотехнологий (создание полезных вирусов и т.д.). В западной фантастике одним из первых произведений в этом направлении можно считать роман Нила Стивенсона «Алмазный век» (1995) и Пола Ди Филиппо «Рибофанк» (1996), а в русской роман Александра Тюрина «Боятся ли компьютеры адского пламени?» (1998) и другие его произведения. Вышеперечисленные два поджанра – биопанк и нанопанк – исследователи объединяют в пост-киберпанк, который исторически пришел на смену киберпанку, и поэтому содержит в себе ряд его элементов – секретные разработки в тайных лабораториях; уличные беспорядки; эпидемии, поиски вакцин.
Утопияи антиутопия – жанры, в которых изображено моделирование общественного устройства будущего. В утопиях рисуется идеальное общество, выражающее воззрения автора. В антиутопиях – полная противоположность идеалу, то есть ужасное, обычно тоталитарное, общественное устройство. Начало жанра утопии было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства, самым известным из которых является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу Спарты. Первой научно-фантастической антиутопией является произведение Г. Уэллса «Когда спящий проснётся». Хотя этот жанр мы знаем по таким произведениям, как «Мы» Е.Замятина, «О, дивный новый мир» О.Хаксли и др.
Выводы. В современном литературоведении сравнительно мало изучены вопросы, связанные с определением жанра «научная фантастика» и его классификацией. Нами была представлена классификация, границы которой достаточно условны, что усложняет определение жанра некоторых произведений. Произведений в жанре научной фантастики в чистом виде как таковых не существует.
Следует отметить, что научная фантастика сыграла важную роль в подготовке многих сторон жизни современного общества в целом. Человек перед лицом будущего, человек перед лицом природы, человек перед лицом техники – эти и многие другие вопросы пришли в современный мир из фантастики – из той фантастики, которую сегодня называют «научной».
Литература
1. Азимов А. Научная фантастика Азимова / А. Азимов – США: Penny Publications, 1986 г. – 89 с.
2. Гуревич Г.И. Беседы о научной фантастике: Кн. для учащихся / Г. И. Гуревич – М.: Просвещение, 1983 г. – 112 с.
3. Дель Рей Лестер Мир научной фантастики / Лестер Дель Рей – М.: 1994 г. – 548 с.
4. Краткая литературная энциклопедия: [в 9 т.] / гл. ред. А.А. Сурков – М.: Советская энциклопедия, 1962 г. – 976 с.
5. Назаренко М. И. Опыт классификации фантастических жанров /М. И. Назаренко, 1999 г. –10 с.