Уважаемые родители!
Вчера мы обсуждали пример, когда чувства, которые ребенок в семье не испытывает, толкают его/ее в цифровой мир. То есть интерес к происходящему в реальной жизни вянет, как растение под палящим солнцем. Сегодня рассмотрим практический пример, как используя эту же самую эмоцию, этот цветок оживить. Причем в таком сложном взаимодействии, как установка экранного времени.
Экранное время взрослеющего ребенка
Мы сейчас не будем обсуждать все методы, которые можно применять. Главное, понимать, что наши действия либо результативны, либо нет. Если я наорал(а), выхватил из рук телефон - ребенка отбросит в психологическом поле. Постоянные читатели блога должны понимать суть этого процесса. А, если нашел(а) контакт, положительно подкрепил(а), то и на выходе имеем совершенно другой результат.
То есть цель родителя XXI века - реакция, которая увеличивает вероятность повторения поведения.
Об этом легко рассуждать. Но на практике любой человек моментально скатывается в накатанные с детства воспитательные модели. А состояние усталости стресса удваивает запуск таких реакций. Кто за собой замечает, как накрывает гнев и абсолютное бешенство, когда ребенок уткнулся в гаджет, играя "непонятно во что"?
Какая реакция более эффективная?
Как обычно у всех происходит? Родитель решает категоричным "Нет", или диктаторским "Я знаю, что тебе лучше!" ( Я все решу, твоя задача подчиняться). Побежит ли Зумер на радостях выполнять ваши приказы? - Нет, конечно!
Если говорить о выборе эффективной реакции, то задача смещаться с внешнего контроля, помогать ребенку выстраивать внутренний порядок. Чтобы в подростковом возрасте, когда ребенок у вас уже ни о чем спрашивать не будет, эти модели поведения были. И помогали управлять собой и удовольствием, которым, по сути и являются гаджеты.
Навык самоконтроля
Ребенок должен научиться самостоятельно контролировать время, которое он проводит в телефоне. Да, это системная работа. И внимание у детей моментально переключается с задач на удовольствие. Чтобы начать это развивать, можно начать с
Навык переключения на другие задачи
Ребенок , который способен самостоятельно переключиться на другие жизненные цели, не будет постоянно находится на низком старте в ожидании того, когда разрешат экрану. И ключевая идея тут - "Я сам(а) решил(а)!" .
То есть в попыток подчинить, решить что- то за своего ребенка, мы передаем ему возможность решить за себя. Мы не пытаемся подавить волю ребенка, наоборот, мы передаем ему возможность принять самостоятельное решение. СА-МО-МУ.
Чувство собственной важности
Именно такие алгоритмы запускают в ребенке понимание: "Меня слышат, мое мнение значимо, я важен". И, как следствие физически ребенок расправляет плечи, а ментально у него появляется это чувство собственной важности.
И вот такие реакции - первые шаги к цели.
Ребенок к подростковому возрасту должен уметь самостоятельно выстраивать свое цифровое поведение. А для этого надо смещаться с модели "внешнего управления", как минимум.
Как это делать на практике я расскажу в следующей статье.
Истории, проблемы цифрового поведения ребенка присылайте на почту uspeh.rebenka@yandex.ru. вы получите предметный разбор по своей ситуации.