История появления бронеавтомобилей "Тигр" в армии РФ во многом случайна.
Дело в том, что задач российской промышленности в начале 2000-х гг. по созданию бронеавтомобиля для армии не ставилось.
Для разведподразделений использовались те же самые БТР-80. Оставался на снабжении командирский УАЗик.
Но за океаном американцы пришли к выводу, что бронированный автомобиль будет играть большую роль в войне, он будет служить базой для установки как крупнокалиберного пулемета, так и противотанковых ракет.
Автомобиль должен обеспечивать достаточную защиту водителя и десанта, иметь повышенную проходимость.
Бронеавтомобиль приходил на смену легким джипам М151 и даже грузовым платформам и грузовым автомобилям М274, М561, М880 грузоподъемностью от 0,5 до 1,25 т.
Американцы разработали бронеавтомобиль типа HMMWV ("Хамви"), его гражданская версия известна всем - это Хаммер.
Король Иордании Абдалла II после плохо показавших себя в пустыне "Хамви" решил организовать свое производство военной техники. Его компания получила наименование — King Abdullah II Design and Development Bureau, в переводе: конструкторское бюро короля Абдаллы II.
КБ должно было спроектировать национальные боевые транспортные средства, в том числе легкий бронеавтомобиль типа "Хамви".
Разработку броневика поручили арабскому предприятию Bin Jabr Group Ltd, которое в свою очередь обратилось за помощью к российской компании ГАЗ. Цена контракта составила 60 миллионов долларов.
Российские конструкторы должны были построить три опытных образца с различными вариантами кузова. Автомобиль должен был иметь низкую стоимость производства, возможность эксплуатации в условиях пустыни (их не выдерживали уже имевшиеся у иорданцев американские "Хамви" половина которых простаивала в мастерских), высокую маневренность и проходимость, большой объем для транспортировки личного состава или оборудования, возможность установки бронирования для защиты от стрелкового оружия или минных заграждений.
Прообразом для броневика стал гражданский "Хаммер", к проекту подключили некоторые КБ российских предприятий.
Главный конструктор Александр Масягин решил создавать автомобиль, но на базе выпускавшихся узлов и агрегатов военного и гражданского назначения. Заказчик не дал времени на долгую 5-летнюю разработку абсолютно новой машины, а только год-полтора.
Через некоторое время, контракт был выполнен, заказчик получил готовые модели. Прототип назвали ГАЗ-2975 "Тигр".
Три экземпляра были показаны на выставке в Абу-Даби в 2001 г. Автомобиль назвали Tiger HMTV (High Mobility Transportation Vehicle — высокомобильное транспортное средство). Президенту ОАЭ Шейху Зайду бин Султану Аль Нахьяну "Тигр" понравился и он хотел заказать 12 тыс. машин. Другие арабские страны могли заказать еще 10 тыс. автомобилей.
Должно было начаться совместное производство на предприятиях BJG и ГАЗ. Но из-за нарушения условий договора компанией BJG (недопуска к испытаниям и их результатам) ГАЗ его разорвал. Поэтому на Ближнем Востоке автомобиль под названием «Nimr» ("Тигр") стали выпускать самостоятельно с 2005 г., всего собрали 500 машин. Президент компании BJG даже подавал в суд, чтобы запретить ГАЗу выпускать свои "Тигры", но суды проиграл.
В дальнейшем BJG заключил договор с Renault Truck Defence для дальнейшей разработки "Нимиров", с 2011 г. они продают свои тактические автомобили высокой проходимости в ОАЭ и за рубеж.
У российских промышленников остались чертежи и разработки бронеавтомобиля, который мог использоваться в России.
Был создан свой бронированный ГАЗ-29751 "Тигр"
В 2002 г. "Тигром" проходившим испытания в Московском СОБРе заинтересовалось МВД.
В 2003 г. МВД отправило свое техзадание на доработку "Тигра", также он прошел цикл баллистических испытаний, броню обстреливали из различных видов оружия, если удавалось ее пробить тут же усиливали ослабленные зоны. Машину подрывали, поджигали, после испытаний вносили изменения в конструкторскую документацию.
По итогам доработок на снабжение приняли два бронеавтомобиля СПМ-1 (специальная полицейская машина) ГАЗ-233034 и СПМ-2 ГАЗ-233036 «Тигр». У них был тогда американский дизель, импортная КПП и шины.
В 2006 г. заказ на изготовление внедорожников получил Арзамасский машиностроительный завод, так как он уже выпускал БТРы и имел опыт производства бронекорпусов.
Автомобиль получил раму, несмотря на то, что можно было сделать бронекорпус несущей конструкцией, ее оставили специально для гражданского варианта, который так в серию и не пошел.
Грузовой отсек поначалу получил перегородку отделяющую его от отделения управления, потом ее сделают съемной.
В грузовом салоне можно расположить радиотехническое оборудование, сиденья для десанта или боеприпасы к установленному вооружению. Автомобиль мог поднять 1,25 тонн веса. 140 л. топлива позволяют ему иметь максимальную дальность 1 000 км.
В стандартной комплектации у "Тигра" есть следующие узлы и системы: независимая подвеска колёс с рабочими элементами торсионов, гидроусилитель руля, систему блокировки дифференциала главной передачи, автоматическую регулировку давления в шинах.
В качестве дополнительного оснащения имелась система кондиционирования, электропривод открытия и закрытия стекол, антиблокировочная тормозная система АБС, аудиосистема.
Мотор ставили американский Cummins «В» с рабочим объемом V-5.9 и ЯМЗ-534/V-4.5. Мощность силовой установки от 180 до 215 л. с.
В "Тигре" могут разместиться 6 бойцов, в американском броневике только 4. Зато у "Хамви" полезная нагрузка аж 2 400 кг. Это и немудрено, потому что бронированный американец заменял не только легкие джипы, но и легкие грузовики.
Министерство обороны РФ обратило внимание на "Тигры" начальник ГАБТУ МО РФ генерал-полковник Маев принял решение провести исследовательские испытания автомобилей ГАЗ-233001 и ГАЗ-29751. Испытания проводились с октября 2002 по апрель 2003 г. Из 17 показателей оцениваемых на соответствие требованиям показателей автомобилей ГАЗ-233001 и ГАЗ-29751 не соответствовали восемь: показатели масс и микроклимата, параметры напряженности поля радиопомех, баланс электроэнергии, параметры рабочего места водителя, внутренний и внешний шум, показатели надежности, использование иностранного мотора, коробки передач и шин.
В качестве недостатков специалисты 21 НИИИ АТ МО РФ отметили отсутствие прогрессивных технических решений, таких как АБС, автоматической коробки передач, управляемой подвески, встроенной системы контроля и диагностики и т. д.
"Тигр" по показателям проходимости был лучше зарубежных аналогов, но уступал тому же многоцелевому автомобилю ГАЗ-39371 "Водник".
Для МО РФ провели свою доработку и машина получила название ГАЗ-233004 «Тигр».
Эта модификация не прошла испытания и также была отправлена на доработку.
Второй доработанный "Тигр" получил дизель Cummins В 205 с 5-ступенчатой механической коробкой передач ГАЗ-2330-1700010. Рама была усилена, на узлах задней подвески установили дополнительные амортизаторы. Изменены конструкции крепления торсионов подвески, защиты топливных баков, воздушного фильтра, крепления двигателя. Улучшен доступ к узлам двигателя, защищенность моторного отсека и тормозной системы.
Повысили эргономические показатели, рационально разместили контрольно-измерительные приборы и улучшили их информативность, изменили органы управления и световые приборы. Улучшили элементы конструкции корпуса и подвески. Установили отечественные шины КИ-115АМ вместо "Мишлен", а также произвели другие доработки.
Автомобиль ГАЗ-233014 был рекомендован к принятию на снабжение армейских спецподразделений.
Казалось бы "Тигр" готов пойти в войска.
Но в руководстве Министерства Обороны РФ зрела чуть ли не измена. В 2007 г. в министерство пролез Анатолий Сердюков первый гражданский министр обороны.
От "Тигров" по его настоянию из-за иностранного двигателя армия на тот момент откажется.
Ставку сделают на иностранного конкурента.
Продолжение в следует.
Спасибо за прочтение.
Источник: Тигр броневик