Изучив ранее процессы зарождения войн, перейдём к рассмотрению взаимосвязи экономического и политического организма как единого целого - в условиях зарождения войны и определения её исхода. Главным звеном в цепи факторов, порождающих войну, является сознательная, целенаправленная и постоянная проводимая политика тех или иных государств и определённых классов внутри них. Государства, достигшие высшей империалистической стадии капитализма, всегда ведут подготовку к развязыванию войны. Эта подготовка состоит в формировании, модернизации, оснащении вооруженных сил, а также подготовке планов действий разных вариантов боевых действий, организации шпионажа и диверсий путём использования как своих формирований, формирований союзных государств, так и путём создания на территории противника незаконных вооружённых формирований.
Не последнюю роль в подготовке к войне играет дипломатия.
Задача дипломатов: создание максимально выгодных условий расстановки международных сил, создание союзных блоков и использование стран этих блоков в своих целях - так сказать, война «чужими руками». Ещё одной дипломатической задачей является втягивание в войну противника (а иногда и союзников) для того, чтобы они истощили свои силы.
Помимо политической подготовки, нужно готовить экономику.
Сегодня экономика - двигатель современной войны. «Подготовка экономики» состоит не только в наращивании ресурсов войны (техники, личного состава, производств), но и возможности быстрого «перевода» мирного хозяйства на военный лад. В этих же целях ужесточается внутренняя политика: ликвидируется свобода слова, устанавливается суровые формы правления, начинается милитаризация общества.
Идеологическое наполнение.
В первую очередь, задача идеологии: скрыть истинную сущность новой войны; во вторую она стравливает противоборствующие стороны, заставляя один народ ненавидеть другой.
Как видим, подготовка к войне затрагивает серьёзные аспекты жизни.
Государство, являясь органом борьбы за интересы правящего класса, защищает не интересы отдельных взятых капиталистов, а капитализм в целом, в его глубокой далёкой перспективе – интересы всего монополистического слоя олигархата. Поэтому ради сохранения своей позиции государство пойдёт на любые издержки, чтобы достичь этой цели.
Хочу остановиться на том моменте, что в истории далеко не все войны были тщательно спланированы и подготовлены правящим классом. Стихийные войны тоже возникали: например, крестьянские. Но те войны, что ведутся государствами, возникают не стихийно.
Кстати, о восстаниях. Сегодня империалистические державы успешно применяют метод «цветных революций» для создания гражданских войн на территории вражеского государства, чтобы его раздробить и затем взять под свой контроль.
Несмотря на всю спланированность войн и их тщательную подготовку, история учит нас тому, что есть и случайности, которые зависят от лиц, находящихся у руля, а точнее, от ошибок этих лиц, совершённых на поле дипломатических и политических битв. Роль этих случайностей может меняться в зависимости от конкретной исторической обстановки.
Может ли «случайность» привести к крупномасштабной войне?
Эту случайность подогревают два обстоятельства.
Первое: напряжённость международных отношений, которую империалистические державы наращивают год за годом. Это идеи защиты от вероятной угрозы Запада (Востока), атмосфера «военного психоза» и вероятности нанесения превентивного удара той или иной стороной.
Второе – это наличие ракетно-ядерного вооружения. Кто может гарантировать, что кто-то случайно что-то не запустит?..
Я бы, наверное, добавил ещё и третий пункт. Это наличие открытого вооружённого противоборства между странами сателлитами, которое может втянуть «большого друга» в глобальный конфликт.
С началом войны основной формой противостояния становится вооружённая борьба, однако нельзя забывать о политике. Война – это не просто борьба армии против армии; это борьба народов, где наряду с вооружением используются любые средства для достижения победы. Война - это особое качественное состояние общества.
В этих условиях политика не перестаёт работать. Она играет ведущую роль боевых действий. Политика определяет, какова должна быть очерёдность и сила ударов по противнику, какие меры необходимо принять для предотвращения коварства ненадёжных союзников, стоит ли задача полной капитуляции врага или же она имеет ограниченный характер, какой общей стратегический план войны – молниеносный или затяжной, а также каким образом будут обходиться с местным населением. Также политика решает задачи послевоенного устройства и подчиняет ведение войны решению этих задач. Именно политика оказывает решающее воздействие на стратегию и оперативное искусство ведения войны. Но при этом всём, она должна учитывать экономические условия - свою способность выполнить политические задачи военным путём.
Однако, будучи продолжением политики, война имеет свою логику, независимую от воли людей и даже государств. Она порождает потребности, с которыми нужно считаться.
Войну легко начать - а вот выйти из неё уже проблема. Война требует миллионных жертв, не только человеческих, не только ресурсных, но и морально-психологических. Поэтому государства, вовлечённые в водоворот войны, вынуждены пересмотреть те или иные стороны своей политики и приспособить её к новым условиям.
Также война вызывает всплеск народного негодования, как внутри государства, ведущего войну, так и защищающегося. Это может привести к массовым беспорядкам и революциям в нападающем государстве, так и к всплеску народно-освободительного движения в обороняющейся стране.
……..
Вооруженная борьба подвергает суровой проверке всю политическую и экономическую систему государства. Тот, кто представлялся до войны могущественным и непобедимым, часто обнажает своё гнилое нутро.
Несмотря на все миролюбивые лозунги капиталистов всех мастей, война - средство достижения их «благовидных» целей. Когда случится третий передел мира - не подскажет вам ни один аналитик или теоретик, но факт того, что он начнется, диктует нам сама история.
И тут впору каждому лично делать выбор, в защиту какого именно класса вы готовы бороться.
От борьбы не уйдёт никто.