Найти тему
MAHA Russia

Очень просто о тормозах и зачем их нужно оценивать

В автомобиле у нас есть только две активные системы безопасности: это тормозная система и рулевое управление. Поэтому так важно понимать, что такое торможение.

Тормозная сила (FB = Breakforce) необходима для снижения скорости автотранспортного средства, и она направлена против направления движения.

Единицей измерения тормозной силы является Н (Ньютон). Это величина маленькая, около 0,1 килограмм-силы (обозначается кгс или кГ), поэтому мы, чтобы работать с нашими тормозными силами, будем оперировать килоньютонами

F= 1000H = 1 кН (или kN)

1 кН соответствует силе тяжести тела массой 100 кг, вернее эта сила будем равна 0,981 кН, потому что присутствующее в формуле ускорение свободного падения равно 9,81 м/с2. На практике для простоты его значение часто округляют до 10 м/с2.

-2

Правильным вариантом торможения мы считаем создание на колесе некоего усилия, которое позволит перевести кинетическую энергию движения автомобиля в потенциальную, в качестве которой в данном случае выступает энергия тепловая. Все что мы создаем на колесе при торможении должно уйти наружу в виде теплоты рассеивания. По-другому никуда энергия не исчезает.

Теперь вспомним следующее из школьной физики:

Чтобы сдвинуть расположенный на поверхности предмет, нам нужно в общем случае преодолеть силу. Когда предмет неподвижен (скорость предмета равна нулю), в пятне контакта предмета с опорной поверхностью действует сила трения покоя (или сила трения сцепления). Значит для того, чтобы столкнуть предмет с места нам нужно преодолеть силу трения покоя (или сцепления).

-3

Сила сцепления FH (haftkraft, static friction force)

(F тр. покоя  сила трения покоя)

Если мы предмет начал движение, то действующая в пятне контакта сила будет называться силой трения. Для поддержания равномерного движения тела нам нужно преодолеть эту силу.

-4

Сила трения скольжения FR (reibungskraft, force of sliding friction)

(F тр.скольжения сила трения скольжения) (процесс скольжения)

Для приведения предмета в движение требуется большее усилие, чем для того, чтобы сохранять его движение.

Вспомним, что сила трения пропорциональна массе тела и зависит от характеристик трущихся поверхностей.

F тр = µ* Fw,

где: µ - коэффициент трения.

Возвращаясь к описанным выше состояниям предмета на поверхности (состоянию покоя и состоянию движения), мы можем определить действующие на предмет силы трения

FH (F тр. покоя )=µH*Fw > FR (F тр.скольжения)=µR*Fw,

где: µH –коэффициент сцепления (коэффициент трения покоя) ,
        µR – коэффициент трения (скольжения).

То есть сила трения покоя (сцепления) всегда больше силы трения скольжения.

Здесь необходимо сделать очень важный с точки зрения безопасности движения вывод: сила трения, определяющая как мы ранее установили, эффективность торможения, зависит только от силы тяжести и от коэффициента трения!

Что же действует на автомобиль при его торможении или разгоне?

И то как мы разгоняемся и то как мы тормозим зависит только от двух параметров: от силы тяжести приходящейся на колесо и от коэффициента сцепления с опорной поверхностью (дорогой).

-5

На рисунке показана условная схема автомобиля, двигающегося вперед без торможения;

FWH - нагрузка на заднюю ось (hinterachse),

FWV - нагрузка на переднюю ось (vorderachse).

Силы трения, действующие на каждое колесо, зависят, с одной стороны, от доли силы тяжести автомобиля, приходящейся на данное колесо (в самом простом варианте это осевая нагрузка, распределенная на каждое колесо оси), и, с другой стороны, от коэффициентов трения и/или сцепления между колесом и поверхностью.

Различные нагрузки на ось и различные свойства взаимодействующего с колесом покрытия влияют на изменение сил трения и сцепления.

Что такое эффективное торможение?

Хорошую динамику торможения автомобиль будет показывать только в том случае, если сила трения, возникающая в колесном тормозном механизме, не будет превышать силу трения в пятне контакта между колесом и опорной поверхностью.  Если сила трения, развиваемая в колесном тормозном механизме, меньше чем сила трения в пятне контакта, тогда все хорошо, колесо «цепляется» за дорогу, и вся тормозная сила, вырабатываемая в колесном механизме, расходуется на то, чтобы снизить скорость и остановить транспортное средство.

Это происходит в идеальном случае – когда колесо катится с небольшим сцеплением по опорной поверхности и не скользит по ней.

Скольжение колеса появляется всегда в том случае, когда тормозная сила в колесном тормозном механизме больше силы сцепления в пятне контакта колеса с опорной поверхностью.

Вообще, следует отметить, что оптимальное торможение будет в том случае, если в колесном тормозном механизме действуют силы трения скольжения (колесо не блокируется!), а в пятне контакта колеса с опорной поверхность – силы трения покоя (сцепления) – колесо не скользит.

-6

На этой схеме показано колесо, которое останавливается под действием тормозной силы в колесном тормозном механизме FB,R, которая меньше чем сила трения (сцепления) в пятне контакта колеса с опорной поверхностью. В результате проскальзывания колеса по опорной поверхности нет, достигается максимальная эффективность торможения.

При блокировке колеса действует только слабая сила трения скольжения, и дальнейшее нажатие на педаль тормоза (то есть попытка увеличить тормозную силу в колесном механизме) уже не дает эффекта. Движение в таком случае становится мало- или полностью неконтролируемым. То есть, как только мы давим на тормоз с превышением силы трения в пятне контакта – происходит срыв колеса на юз. Срыв на юз передних колес означает, что машину будет водить, а срыв на юз задних колес – это неуправляемый занос.

-7

На этой схеме показано колесо, которое останавливается под действием тормозной силы в колесном тормозном механизме FB,R, превышающей величину силы трения  в пятне контакта колеса с опорной поверхностью. В результате колесо скользит по опорной поверхности, тормозная силы в пятне контакта становится меньше (помните – сила трения скольжения меньше силы трения покоя!). В результате эффективность торможения снижается!

Именно для предотвращения такой ситуации – срыву колеса на юз – предназначены различные виды антиблокировочных систем автомобиля. Их задача – не допустить перевода силы трения покоя в силу трения скольжения.

Наука
7 млн интересуются