Найти в Дзене
Диалог Камышин

В Камышинском драматическом театре премьера - спектакль "Машинистки". Профессия исчезла, а отношения людей продолжаются...

Оглавление

В Камышинском драматическом театре состоялась долгожданная весенняя премьера. Спектакль «Машинистки» поставлен главным режиссёром КДТ Павлом Лаговским по одноимённой пьесе американского сценариста и драматурга Мюррея Шизгала. Жанр – комедия, год выхода произведения в свет – 1961-й.

В улетевшем от нас на крыльях времени XX веке, как и в веке XIX, наверное, даже ребёнок знал, кто такая машинистка. Представители некогда распространённой профессии – девушки и женщины (в нашем случае и мужчина) – ловко «строчили» заданные тексты на пишущей машинке. Чудо, как сейчас сказали бы, «офисной техники» с кнопками имелось практически у каждого учёного, писателя, журналиста. Характерный стук клавиш, извлекаемый пальчиками секретарш, раздавался в приёмных начальников организаций и директоров предприятий, в редакциях газет и телевидения (как в новом прочтении пьесы).

● Для всего нашлось место

Предваряя спектакль, Павел Лаговский со сцены сказал, что его мама тоже была машинисткой. Можно предположить, что мальчишкой он не раз видел, как она заправляет в барабан бумажные листы и часами печатает документы. Не исключено, что и сам – тайком или с маминого разрешения – «тюкал» одним пальцем строчку из какого-нибудь стихотворения. …

Однажды появились компьютеры с их мониторами, мышками и клавиатурами. Машинисток не стало. Но благодаря пьесе Мюррея Шизгала профессия, видимо, ещё поживёт. Вот и свежее доказательство подоспело. Павел Лаговский обратился к смешному, незамысловатому сюжету. Как относительно всё в этом мире! Уместившись в один акт длиною 1 час 15 минут, на сцене проходит целая жизнь людей, работающих машинистками.

Роль Пола Канингхейма исполнил артист Евгений Черепанов. Актриса Виктория Некрасова сыграла Сильвию Пейтон. В камерной пьесе для двоих нашлось место и исповедям, и спорам, и любви, и одиночеству, и чувству долга, которому не изменили… Пять дублей пронесли зрителей через четверть века. Вернее, пять образов. Вот Пол и Сильвия молоды, игривы, фантазируют, мечтают. А вот уже степенны и серьёзны, с посеребрёнными сединой висками… Не скрывают грустных глаз.

● Иной ракурс

Евгений и Виктория отлично справились с задачей, точно передав «50 оттенков» молодости, среднего возраста, зрелости… Евгений так вообще – попадание в яблочко. Он в прямом и переносном смысле незаменим. Сильвию же 27 марта сыграет ещё и Екатерина Штонда. Интересно будет сравнить…

-2

Режиссёр Андрей Кончаловский как-то сказал, что мода может меняться на всё что угодно, но не на истинные ценности. К ним можно отнести и способность думать, размышлять, кажется, основательно утраченную в обществе потребления. Мне не хочется присоединяться к мнению тех, кто, описывая спектакль, пафосно осуждает героев, а заодно и всех тех, кто «побоялся изменить нелюбимой рутинной работе».

Мол, они не посмотрят в звёздное небо, не увидят снежных горных вершин, грохочущих волн океана. Не познают настоящей любви и не восхитятся её плодами. Они продадут себя за мёртвое спокойствие, усыпят сердца и мечту и будут уверены, что это и есть жизнь. Есть и иной ракурс, откуда всё видится по-другому: этих погонь «за безбрежным морем и бескрайним счастьем» теперь так много, что некоторые перестали ценить свою родную Волгу или Дон, простой семейный быт...

● Каждый выбирает сам …

Остановиться и вспомнить о главном. О том, что рутинная работа была, есть и будет. И её в любом случае нужно уметь выполнять. И звёздным небом необязательно любоваться именно на берегу грохочущего океана. Оно есть и в другом месте.

Да и верности никто не отменял. Посмотрите, как самодостаточен и красив Пол в «старости». Был бы он таким, бросив жену и двоих детей «на почве» служебного романа? Вопрос. Сильвия осталась одинокой? Это был её выбор, судя по тому, что она тиха и умиротворённа. Сценические декорации лаконичны и не мешают восприятию сюжета.

Это заслуга художника-постановщика Екатерины Журавлевой, супруги Павла Лаговского. Музыкальное оформление, за которое по традиции отвечает Александр Ферхов, позволяет окунуться в чудесные композиции 60-80-х годов минувшего века (волны радиоприёмника транслируют произведения разных лет).

Всё к месту, всё срослось… Но всё когда-нибудь заканчивается… Театралы ушли. Мы сидим с Павлом Лаговским в уютных креслах затихшего зрительного зала. Пригашен свет. Павел Леонидович задумчиво смотрит на опущенный занавес, словно ещё видит действие. «Знаете, молодым актёрам, по их признанию, возрастные образы дались легче, чем образы «ровесников», – говорит режиссёр-постановщик. Мне тоже так показалось.

● Сегодня и завтра

«Спектакль должен настояться, как вино!» – продолжает мастер. И тут с ним не поспоришь. Может быть, тогда угловатость юной Сильвии станет более достоверной, сверкнёт новыми красками. Или истории детства зазвучат ещё гармоничнее… Или… Впрочем, лучше сходить в театр и посмотреть. И сделать собственные выводы.

-3

Да, не верьте тем, кто утверждает, что жанр комедии обязывает расслабиться и хохотать. Нет! Настоящий, он чаще заставляет основательно задуматься. Спасибо режиссёру и актёрам. Они подарили нам замечательный спектакль. Для Евгения Черепанова это вторая крупная роль (первая была в «Бестселлере»).

Он шёл к ней настойчиво, уверенно. Напомним, что труппа 112-летнего театра настолько помолодела, что поклонникам Мельпомены можно делать открытие за открытием. Звёзды рождаются на наших глазах в тандеме со старшим поколением актёров.

Так было, есть и будет. Это добрая традиция! Павлу Лаговскому – очередных находок и творческих успехов. Павел Леонидович гармонично влился в коллектив КДТ, нашёл общий язык с актёрами. А значит, впереди немало открытий. А пока… поразмыслим: о драме своих поступков, о сложности ежедневного выбора, от которого зависит наше завтра.

Марина КАРАВАЕВА