Найти тему

Зачем необходима регистрация товарного знака?

В прошлой статье мы разбирали само понятие «товарного знака» и отметили одну из его функций – индивидуализацию товаров и услуг. Но индивидуализацией всё далеко не ограничивается. Более того, использовать различные слова или картинки для маркировки товара, не регистрируя их в качестве товарного знака, вполне себе допустимо. Немало представителей малого и даже среднего бизнеса так и поступают. Но чем дальше, тем сильнее возрастают риски.

Товарный знак на страже Вашего бизнеса
Товарный знак на страже Вашего бизнеса

Главная функция товарного знака – защита бизнеса. Предлагаем рассмотреть её на конкретном примере.

Анжелика шесть лет назад открыла свой небольшой бизнес: изготовление ароматического мыла ручной работы. Сама занималась закупкой компонентов, изготовлением мыла и его продажей. Проживая в Москве, она имела доступ к достаточно большому числу каналов продаж: посещала специализированные выставки/ярмарки, вела странички и блоги в популярных социальных сетях, заказывала рекламу в профильных СМИ, договаривалась напрямую с небольшими магазинчиками крафтовых товаров. Всё это давало свой эффект – продажи росли, увеличивался охват покупателей, стали поступать заказы не только из столицы, но и из других регионов и даже из-за границы. Своё мыло она называла «ANGEL-ЛИК».

Бренд мыла Анжелики
Бренд мыла Анжелики

Этот логотип - название в комбинации с изображением цветущего дерева - использовался Анжеликой для индивидуализации своего товара. Логотип размещался на упаковках с мылом, на страничке в Instagram, объявлениях на Авито: словом, использовался везде где только можно.

И вот наступил день, когда Анжелика приняла решение задействовать ещё один новый канал продаж – маркетплейсы. Подала заявку на размещение, и была очень удивлена и шокирована, когда получила отказ. В отказе сообщалось, что она не может торговать своим мылом «ANGEL-ЛИК», поскольку на маркетплейсе такой бренд мыла уже присутствует. Разбираясь дальше Анжелика узнала, что:

  • Продавцом этого товара является некое ООО «Кристалл»;
  • Продажи мыла они начали всего лишь два года назад;
  • Около года назад они зарегистрировали товарный знак «ANGEL-ЛИК» для таких товаров как «мыло», «средства гигиены», «косметика».

Чтобы выйти на маркетплейс, Анжелике пришлось бы сначала оспорить товарный знак этого ООО «Кристалл», что потребовало бы затраты достаточно большого количества времени и денег. Это решение девушке необходимо было хорошо обдумать, и она на некоторое время отложила всё это дело. До тех пор, пока не получила претензию от ООО «Кристалл».

В претензии ей было сообщено, что поскольку она своей деятельностью нарушает права ООО «Кристалл» на товарный знак, то обязана:

  • выплатить этой организации денежную компенсацию в размере одного миллиона рублей. Сумма примерно равна полугодовой выручке Анжелики;
  • прекратить продажи мыла под брендом «ANGEL-ЛИК». А значит все многолетние усилия по продвижению бренда уйдут в никуда или, точнее, бренд будет работать на конкурента Анжелики – ООО «Кристалл».

Вот так вот отказ от своевременной регистрации Анжеликой товарного знака привёл её бизнес на край пропасти. Анжелика в дальнейшем может предпринять различные шаги для выхода из этой ситуации, но, даже если её бизнес оправиться от этого удара, издержки на защиту своего бренда будут колоссальными, несопоставимо большими в сравнении с затратами на регистрацию товарного знака.

Грустная Анжелика
Грустная Анжелика

Зарегистрируй Анжелика свой товарный знак раньше, когда она только начинала свой бизнес, никто не смог бы предъявить к ней подобных претензий: напротив – она сама могла бы требовать от других прекращения незаконного использования её бренда.

Вот и всё. Надеемся, что вам стало понятнее, зачем же нужна регистрация товарного знака. Далее мы обязательно рассмотрим, как подготовиться к регистрации товарного знака, с чем определиться и какие нюансы учесть. Подписывайтесь на канал, задавайте вопросы в комментариях или даже звоните по телефону: 8-905-427-68-14 и мы обязательно ответим на все ваши вопросы.