Найти в Дзене
Наталья Коойман

Как в Голландии одна лихорадка сменила другую.

Голландцы очень увлекающаяся нация. А еще они любят цветы. Много-много лет назад привезли из Османской империи в Голландию цветок-тюльпан. Предприимчивые голландцы заметили интерес к этому цветку и начали разводить его на продажу. Оказалось, что местная почва идеальна для разведения луковиц.

Цветок стал очень популярным. Коллекционеры за особо диковинные сорта готовы были выложить целое состояние. Жажда наживы и любовь к прекрасному довела голландцев до лихорадки. Тюльпан превратился в атрибут богатства и был недоступен простому горожанину. Цена на обычную луковицу достигала 1000 гульденов при среднегодовом доходе в 150 гульденов.

Особенно же высоко ценился сорт «Semper Augustus» («Август навсегда»), с ярко-алыми полосками, переходящими в брызги. Все луковицы прекрасного тюльпана находились у одного владельца, который не хотел ни с кем делиться и не соглашался продавать чудо-цветок ни за какие деньги. Звали богача Адриан Паув и было у него странное развлечение- дразнить народ и вызывать зависть.

Адриан устраивал вечеринки, народ пил-ел-вальсировал, а потом хозяин приглашал всех в сад. В саду стояла беседка, в которой росли диковинные тюльпаны. А еще в беседке были установлены зеркала, которые многократно увеличивали количество цветков. Гостей раздирала зависть, хозяин был доволен. Пощупать цветы он, понятное дело , не дозволял.

-2

Тюльпаномания породила множество легенд. Например: один достопочтенный голландский купец отправил корабль на далекие острова, чтобы обменять селедку на экзотические специи. Ждет-пождет, а корабля все нет и нет. Сидит он, значит, кручинится, ибо надежду увидеть свой корабль уже потерял. Многие в порту знали про печаль-тоску купца, поэтому когда портовый босяк увидел входящий в гавань корабль, он тут же припустил с радостной вестью к дому купца.

Обрадовался купец, достал из бочки самую жирную селедку, наградил доброго вестника и потрусил встречать долгожданный корабль. А наш добрый вестник увидел на столе луковку и решил сдобрить ею селедочку. По легенде, это была самая дорогая селедка с луком, потому что то была луковица тюльпана Semper Augustus. Вранье это все, я думаю. Если все луковицы были в руках одного человека, откуда она взялась у простого купца?

Ажиотаж на тюльпаны рос и родил первую "Финансовую пирамиду". Желание заполучить тюльпан редкого окраса привело к широкомасштабному явлению: луковицы продавались и перепродавались по фьючерсным договорам, порой не по-одному разу. Причем луковицы, которых еще не существовало в природе.

На бумагах было продано такое количество тюльпанов, которое не может вырастить земля Голландии. Лихорадка оказалась заразительной- особо озабоченные продавали дома и земли, чтобы купить воздух.

Многие в результате разорились. Голландия ещё долго страдала от последствий финансового пузыря. Тюльпановая лихорадка затухала. А тюльпаны превратились просто в цветы, которые услаждают взоры прохожих.

И вот однажды, мимо берегов Нидерландов проплывало генуэзское торговое судно. Трюмы были забиты товаром и в одном из ящиков завалялось несколько гиацинтовых луковиц. Корабль попал в шторм и затонул, ящики развалились, а луковицы волнами прибило к берегу. Так в Нидерландах наступила эра гиацинтов.

-3

В благодатном голландском грунте они укоренились, пустили ростки и зацвели. Голландцы заприметили красивые цветы с ярким ароматом, пересадили их к себе в огороды и начали выращивать с той же страстью, с какой раньше увлекались тюльпанами. Голландцев опять охватила лихорадка, к счастью, без фанатизма.