Продолжение.
А начало тут
Итак, мы узнали, что отношение греков к русским на Афоне не всегда было спокойным.
К 70-м г.г XIX в напряжение возросло и погасить его удалось только избранием мудрого наставника и начальника монастыря – игумена Макария (СУШКИНА), русского, выходца из богатой тульской семьи купцов.
Мы могли бы не обращать внимания на нестроения в монашеской жизни, но без понимания предшествовавших событий значимость явление Светописного образа не охватить.
Отец Макарий свято соблюдал традицию подаяния милостыни сиромахам – нищим монахам Афона. Чем больше подавали, тем больше богател монастырь. И в этом русские насельники видели промысел Божий и свое предназначение, послушание. Игумен оставил братии письменное завещание: никогда не прекращать милостыню.
Этому завету следовали неукоснительно. Мало того, каждую осень в монастырь из России прибывали корабли с пшеницей, а их перенаправляли в беднейшие районы Греции и раздавали зерно бесплатно.
Монахи-греки, сами не способные на подобное пожертвование, воспринимали это, как экспансию русских. Боялись, что через милостыню русские завладеют всем Афоном. Ставился вопрос даже об удалении русских с помощью полиции.
Постепенно русским пришлось отказаться от выдачи денег, ограничившись только вещами и едой. Претензия от греков была такая: деньги соблазняют бедняков злоупотреблять вином.
Но 14 августа 1903 года Высший орган монашеской республики потребовал прекратить раздачу милостыни. Кинот назвал ее - «бесполезной» и «вредной».
Ослушание – один из самых страшных грехов для монаха.
Многие пребывали в скорби. Но пойти против решения Совета русские монахи не могли.
Игумен вынужден был прекратить раздачу. Но негласно деньги и сухари все же выдавали. Однако, сиромахам теперь приходилось часами стоять у ворот, часто на холоде и ветре.
На 21 августа 1903 года была назначена последняя раздача хлеба.
В оставшиеся до этой даты дни сразу нескольким монахам было видение – у ворот, во время раздачи милостыни, стояла Богородица. Позже монахи признались, что хотели сообщить об этом, но побоялись.
Одному из иноков было откровение, что ожидает обитель в будущем: некогда переполненный монастырь опустел, опутан тернием.
В назначенный день у главных ворот собрались сиромахи в последний раз. Им было зачитано письмо Кинота по-гречески и по-русски. Кто-то плакал. Кто-то внимал равнодушно. Стали подходить к отцу Алипию – привратнику – за хлебом.
И тут иеромонах Гавриил сделал фотографию…
Отец Гавриил выполнял послушание фотографа. К тому времени фотография распространилась. В Пантелеимоновском монастыре собрана огромная библиотека, работала своя типография, многие монахи были духовными писателями. Открытки и иллюстрации как раз и выполнял отец Гавриил.
21 августа 1903 года явно было историческим днем.
И монах запечатлел его.
Фотография сделана в самом начале раздачи, т.е. когда к корзине с хлебом подходит только первый сиромах. Ничего необычного во время самой съемки никто не заметил. А вот когда снимок проявили…
На нем проступает фигура плачущей женщины в монашеском одеянии, скорбно прижимающая к лицу краюху хлеба.
При этом, от ног ее исходит пламя.
Монах показал снимок духовнику, священноначалию… И тут даже греки признали, что это Святая Пречистая Дева скорбит о бедняках, оставшихся без попечения.
Факт, что снимок сделан до того, как успел отойти первый получатель милостыни. Т.е. перед ним НИКОГО не было.
А на снимке очевиден женский образ. Выдать его за дефект фотографии или игрой света сложно, слишком явственно проступает фигура.
Спустя 10 лет в русском на Афоне Пантелеимоновском монастыре разразился раскол – появились так называемые имябожники, чьи взгляды не совпадали с ревнителями канонического учения. Усмирять раскольников прислали солдат из России. Особо рьяных вывезли Одессу и Санкт-Петербург.
Через год случилась Первая мировая война. За ней революции, Вторая мировая. Русские монахи на Афоне оказались в изоляции от Родины. Монастырь пришел в упадок. Из 500 монахов в 1930- г.г. к 1960-м осталось двадцать. И самому молодому из них исполнилось 60 лет!
Братия терпела нужду. До такой степени, что даже советское правительство обратило внимание и прислало на Афон четырех монахов из СССР.
Но монастырь еще ждали испытания – два чудовищных пожара, во время которых сгорела знаменитая библиотека и почти 70% построек.
Все эти годы фотокарточки явления Богоматери русским монахам трепетно хранились в разных святогорских монастырях, а вот негатив считался утерянным, никто и не надеялся его найти.
Но милости Божия беспредельна, 100 лет спустя после чудесного явления, негатив снимка обнаружили, перебирая архив монастыря. Случилось это аккурат к 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне! Совпадение?
Нам еще много предстоит размышлять о «совпадениях» и «промысле Божием». В других наших публикациях...
А пока вот она – икона Светописная.
В 2003 году, когда уже найден был негатив снимка, Собор старцев монастыря установил Празднование в честь Светописанного образа.
Слово «светописание» - это буквальный перевод греческого слова «фотография». Тогда же – в 2003-м - было составлено иконописное изображение явления.
В 2011 году на месте явления Божией Матери была сооружена памятная часовня, в которую был подведен источник воды для совершения водосвятных молебнов. С тех пор документально засвидетельствованы случаи излечения телесных и душевных недугов у этого источника.
В том же 2011 году изображение исторической фотографии на мраморной доске было установлено в монастыре Афонской иконы Божией Матери в с. Чоповики Житомирской области.
Такая же мраморная доска есть и на приходе Феодоровского собора в Царском Селе.
А 27 июля 2013 года на заседании Священного Синода в Киево-Печерской лавре празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903-м году, включили в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Светописанной»
Пречи́стому Ли́ку Твоему́ поклоня́емся, Блага́я,/ прося́ще предста́тельства о нас, Ма́ти Бо́жия,/ во́лею бо благоволи́ла еси́ яви́тися среди́ бра́тии,/ да изба́виши от печа́ли, и́хже собра́ла еси́. Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости исполня́еши всех, Пресвята́я Де́во,// вверя́ющих себе́ покро́ву Твоему́.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Светописанной»
О, неизрече́ннаго и благосе́рдаго Твоего́ смотре́ния,/ Честне́йшая Херуви́м и Сла́внейшая без сравне́ния Серафи́м!/ О́браз Твой Светоявле́нный, и самоизображе́нный/ свиде́тельство яви́ся/ Твоея́ неизрече́нныя любве́ и милосе́рдия,// почита́ем той, лобыза́юще.
Подпишитесь, пожалуйста, и я продолжу публикации:
https://www.youtube.com/channel/UCSS-UNiqCMdiY2MRw2irhIA
Подайте на хлеб автору, пожалуйста:
Спаси Вас Бог!