Бывает такое? Вроде понимаешь слово в текстах, речи носителей. Кажется, что знаешь и, стало быть, будешь без проблем употреблять. А как дело доходит до говорения, начинается:
💩 то не вспомнил(а) вообще,
💩 то вспомнил(а) слово, но не вспомнил(а), как встроить его в предложение,
💩 то произнес(ла) как-то криво.
Что это значит? Слово не выведено в продуцкию речи.
Уметь понимать ≠ уметь использовать в собственной речи.
Чтобы активировать такое слово или выражение, нужно изрядно потанцевать вокруг него с бубном.
- Прожить слово так, как его проживают носители
Сначала посмотрите уже существующие контексты. Наберите слово в google.de, зайдите в книги и прочитайте вслух несколько примеров из немецких источников. Обращайте внимание на особенности немецкой логики. Зайдите в картинки и видео. Если это выражение касается еды, то пойдите и понюхайте/ съешьте этот продукт.
Визуальные, аудиальные, контекстуальные ассоциации – чем их больше, тем лучше. Ассоциативная сеть подобна паутине. Чтобы муха (заучиваемое слово) попалась, паутина должна быть плотной (очень много ассоциаций) и липкой (эти ассоциации имеют для вас значение). Помните, механическое запоминание закончилось в 10-12 лет. После этого возраста заучивание по большей части имеет ассоциативный характер.✔️ Теперь вы понимаете, где это слово будет к месту. - Прожевать
Без этого шага, вы сможете вовремя извлечь заучиваемое слово или выражение из памяти, но не факт, что ваш рот сможет его сразу произнести без тренировки. Чтобы вы не спотыкались во время спонтанной устной речи, ваши артикуляционные мышцы должны помнить механизм произнесения этого слова. Произнесите его несколько раз вслух с разными эмоциями: весело, расстроенно, зло. Ставьте ударение правильно. Обратите внимание на интонацию, если учите целое выражение. Сравните свое произношение с оригинальным произношением в видео, подкастах, песнях или словарях (например dwds.de). Стремитесь к наибольшему сходству с носителем. Теперь вы можете произнести это слово без запинки. - Слово нужно подсадить к своему опыту
Вы поняли, как оно употребляется. Теперь найдите в чертогах своей памяти яркие ситуации, где это понятие было бы к месту. Расскажите об этих ситуациях на немецком, используя это слово. Повертите им: настоящее время, прошедшее. В отношении себя, (ich, wir) других (sie, Sie), третьего лица (er, sie, es), второго лица (du, ihr). Больше всего уделите внимание глаголам: три формы, управление, отделяемые приставки. Всем этим непременно нужно побряцать. Теперь слово вшито в ваш опыт. Когда вы будете переживать подобные ситуации в будущем, вы вспомните это слово (передаем привет Павлову и его классическому обуславливанию). - Испытать
Расскажите кому-нибудь (в идеале носителю) что-нибудь с этим словом. Вам нужен положительный опыт (реакция другого человека, подтверждающая адекватность вашей речи, например, он все понял, и разговор продолжается).
Готово. Теперь слово выучено и выведено в продуцкию. Но оно может быть забыто, и это нормально. Потеряет актуальность вся ассоциативная сеть - потеряет актуальность и слово. Перестанете работать в магазине, и выражение «повесить на вешалку» уйдет в архив.
Вспомните, как часто вы забываете отдельные слова, говоря на родном языке, и расслабьтесь.