Найти в Дзене
Такое поведение

Хвалить нельзя наказывать

В заголовке не хватает запятой. Где бы вы её поставили? А если речь идёт о нежелательном поведении? Как и в мультфильме "В стране невыученных уроков" от поставленной запятой будет зависеть жизнь ребёнка. Вопрос важный. Давайте разбираться.

Это канал про поведение. Разбираюсь с тем как оно устроено благодаря науке Прикладной анализ поведения (АВА) и опыту использования полученных знаний в воспитании сына с аутизмом, повседневной жизни и менеджменте.
Кадр из мультфильма "В стране невыученных уроков"
Кадр из мультфильма "В стране невыученных уроков"

Ставим условие, что речь идёт о нежелательном поведении. Таком поведении, которое мы бы хотели, чтобы человек не демонстрировал, хотя бы в заданном контексте.

Так хвалить или наказывать?

Кажется, что хвалить в таком случае было бы как-то странно. Мы же хотим, чтобы поведения не было. Наказание это как раз про то, чтобы проявление поведения снизилось в будущем. Очевидный ответ - надо наказывать.

Хорошо. Но, как говорится, вселенная не терпит пустоты. Живой человек, так или иначе, демонстрирует поведение. Тогда следующий вопрос: если мы хотим, чтобы человек чего-то не делал или делал меньше, то какое поведение мы бы хотели увидеть от него взамен?

Прежде, чем давать ответ, примите во внимание следующее:

Если человек демонстрирует нежелательное поведение, значит, оно необходимо ему, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

Значит, что-то это поведение поддерживает. Как говорят поведенщики, у него есть своя функция, иначе человек бы его не демонстрировал.

Поэтому основной задачей поведенческого специалиста станет подбор такого варианта замещающего поведения, которое, с одной стороны, позволит человеку решать необходимые ему задачи, а с другой стороны, будет восприниматься окружением, как социально приемлемое.

И вот этой альтернативной форме поведения мы и будем его обучать, если это необходимо, и впоследствии закреплять в репертуаре, т.е. делать это поведение для него привычным.

Этот принцип одинаково применим как по отношению к детям, так и по отношению ко взрослым, но поскольку в начале статьи вопрос касался жизни ребёнка, то ниже приведу примеры по работе с детьми.

  • Мы будем учить ребёнка говорить "Не хочу" вместо громких криков.
  • Мы будем учить его вежливо просить вместо того, чтобы брать без спроса.
  • Мы будем учить его обозначать свой приоритет перед взрослым вместо повреждающего поведения.
  • Мы будем организовывать для него приемлемый способ получения необходимых ему сенсорных ощущений или иных эмоций и впечатлений.

И когда мы будем его этому учить, мы будем его хвалить. Поощрять и хвалить, чтобы подкреплять нужное поведение.

И только после того, как у ребёнка появится выбор, какой формой поведения ему сейчас воспользоваться, чтобы добиться своей цели, мы сможем подвергнуть наказанию неприемлемую форму поведения за счёт поддержания приемлемой.

И хвалить, хвалить всегда, когда ребёнок молодец!

Поэтому поведенческие специалисты поставят запятую в этой фразе так: "Хвалить, нельзя наказывать".

Хвалить всегда, когда ребёнок молодец!
Хвалить всегда, когда ребёнок молодец!

Один из основополагающих принципов кодекса этики поведенческих специалистов, предписывает им проявлять в отношениях с людьми сочувствие, относиться к ним с почтением и уважать их достоинство.

Поведенческие специалисты должны относится к людям как к равным себе и обращаться с ними в уважительной манере, независимо от таких факторов, как возраст, инвалидность и т.д...

Означает ли это, что в отношении к ребёнку ему будут во всём потакать и допускать с его стороны вседозволенность? Конечно, нет.

Постепенно, шаг за шагом, мы будем удлинять с ребёнком время занятий, учить его выполнять более сложные инструкции.

Учить его спокойно принимать отказ на свои просьбы и спокойно реагировать на возможные раздражители.

Учить его многому другому, что будет способствовать улучшению качества жизни как самого ребёнка, так и его семьи.

Да, это может быть долгий путь, но результаты того стоят.

Желаю всем здоровья и хорошего настроения!

Надеюсь, было полезно.

Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.

Как вы думаете, эффективен ли такой подход или специалисты, как всегда, всё слишком усложняют? Напишите в комментариях.

#ава-терапия #аутизм #воспитание и развитие #наука и образование #родители и дети