Найти тему
Зоя Belaya

Рассказываю, что я смогла увидеть в музее Академии художеств. Три часа в мире искусства

На Васильевском необыкновенное ощущение весны. Остановилась у Румянцевского сада, а взгляд скользит по оттаявшим фасадам, решетке, куполам на другом берегу Невы, прикасается к сфинксам. Осмотрелась и открыла дверь #музея Академии художеств, а за ней знакомая лестница, скульптуры, белая балюстрада и тишина гардероба. Шла, чтобы увидеть коллекцию архитектурных моделей.

Лестница Академического музеума
Лестница Академического музеума

Экскурсоводом оказалась спокойная женщина, вероятно художник, потому что абсолютно владела терминологией, прекрасно ориентировалась в направлениях живописи, профессионально рассказывала о значении освещения для художника. Усадив группу в конференц-зале, неторопливо рассказала об истории создания Академии и довольно много времени уделила одному из ее выпускников - Карлу Брюллову.

Конференц-зал Академии художеств
Конференц-зал Академии художеств

Когда началось повествование о #Брюллове, я к своему стыду смогла вспомнить только несколько картин художника: «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень», «Всадница» и расписанный им купол Исаакиевского собора.

Первым президентом и инициатором создания Академии художеств был граф И.И. Шувалов. Начало музейной коллекции положено тоже Иваном Ивановичем, он передал Академии сотни рисунков и произведений живописи. Для выполнения проекта здания Академии художеств #Шувалов пригласил из Франции Ж.Б. Мишель Валлен-Деламота.

Так была реализована еще одна мечта Петра I о заведении по европейскому образцу. Осуществила замысел императора Елизавета Петровна. Указ об утверждении «В Санкт-Петербурге академии трех знатнейших художеств» был подписан в конце 1757.

Президент Академии художеств Великая княгиня Мария Николаевна
Президент Академии художеств Великая княгиня Мария Николаевна

Указ был утвержден, но Академия не имела Устава и проводила обучение, не имея на то юридических прав. Екатерина, надо полагать, всегда хотела быть Великой, поэтому Устав и привилегии Академии художеств даровала именно она. Если взглянуть на плафон конференц-зала «Торжество на Олимпе», написанный профессором живописи В.К. Шебуевым, в центре композиции можно увидеть дату.

Фрагмент плафона "Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России" В.К. Шебуев.  Дата в центре плафона 1764 год
Фрагмент плафона "Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России" В.К. Шебуев. Дата в центре плафона 1764 год

Помещение для музея организовалось в первой половине 19 века. Залы расположились на трех этажах внутреннего корпуса Академии, именуемом «циркулем». #Экскурсия продолжилась в помещениях художественного собрания музея. Узнаваемое и неузнаваемое, забытое и вспоминаемое, переходя из зала в зал, от эпохи к эпохе растворяешься в дипломных работах Ф.И. Шубина, К.П. Брюллова, В.И. Сурикова, И.Е. Репина, М. Врубеля. Какие имена! Какие работы!

Очень тронул учебный эскиз Репина «Ангел cmepтu…», за который художник был удостоен малой серебряной медали. Здесь как нигде понимаешь, что картины меняются от взгляда.

Учебный эскиз И..Е. Репина "Ангел cmepтu истребляет первенцев египтян"  1865 год
Учебный эскиз И..Е. Репина "Ангел cmepтu истребляет первенцев египтян" 1865 год

Совсем не разбираюсь в живописи, все на уровне нравится – не нравится, больше тяготею к скульптуре и архитектуре, но полотна дают необыкновенную возможность увидеть жизнь как #искусство.

Обследуя отдел слепков в одиночестве, где собрано множество копий с античных скульптур, на миг почувствовала себя как в лесу, в котором заблудилась, пока не увидела скульптуру «Борцов». Сразу вспомнился Евтушенко: «Искусство, как тонюсенькая нитка, связует разведенные мосты. Единственная может быть попытка cmep@ь победить, - искусство, это ты».

"Борцы" II век до н.э.  скульптор неизвестен
"Борцы" II век до н.э. скульптор неизвестен

Движение по залам - движение истории, здесь заметны изменения манеры письма и реформы, которые прошла русская школа. Последний зал с #коллекцией картин связан с революционными преобразованиями и отказом от старых методов обучения. Новаторство быстро сказалось на профессиональном уровне выпускников и в 30-х годах вновь утверждаются нетленные законы композиции и свободное владение техникой рисунка и живописи.

Период новаторства. Прачки, пекари, рабочие
Период новаторства. Прачки, пекари, рабочие

Знаменитый Петров-Водкин, который из иконописца превратился в прогрессивного художника новой страны, экспериментировал с цветом, формой, возможно даже изобрел свой стиль, но как не кощунственно, «Селедка» для меня всегда мерцает как нимб, а «Купание красного коня» напоминает Георгия Победоносца.

Тактильная инсталляция "Мастерская художника"
Тактильная инсталляция "Мастерская художника"

Основой мастерства в Академии всегда считался #рисунок. Сначала набирали мальчиков 5-6 лет, ставили им руку, преподавали основы анатомии, оптики, истории, давали задания. Воспитанники и педагоги жили в Академии, но здание было не совсем благоустроено, условия пребывания были отнюдь не люксовые. Ранний подъем, молитва, завтрак, учеба, снова молитва, многие делали задание после полуночи и так на протяжении 15 лет. Со временем было принято решение принимать взрослых молодых людей, которые перед поступлением могли представить свои работы комиссии.

"Прометей прикованный" дипломная работа П.Винига. 1898 год
"Прометей прикованный" дипломная работа П.Винига. 1898 год

В начале 19 века президентом Академии становится А.Н. Оленин. Во время его руководства здание Академии частично перестраивается К.А. Тоном. Бытовые условия профессоров и учеников улучшаются.

В залах появились произведения художников эпохи Возражения. Двери конференц-зала соединились с двумя галереями, которые получили название Тициановской и Рафаэлевской.

Внутренний корпус Академии художеств. "Циркуль"
Внутренний корпус Академии художеств. "Циркуль"

Добравшись до коллекции архитектурных моделей, я ушла из группы, ходила и смотрела. На стенах чертежи, в пыльных окнах солнце и знакомые контуры зданий любимых с детства. Удивительно, но Смольный собор мог быть совсем другим и Исаакий тоже.

Сложна судьба архитектора, его победы, поражения, что-то удалось, что-то нет, но время нас рассудило, и я долго сидела перед #макетом Смольного монастыря напротив колокольни, как перед тающей свечой, которая могла быть, но осталась только в замысле.

Проектная модель Смольного монастыря 1750-1762. Масштаб 1:62
Проектная модель Смольного монастыря 1750-1762. Масштаб 1:62

Потом была Университетская набережная и шепот города, который редко приходится слышать.

Университетская набережная
Университетская набережная

Нельзя рассмотреть все до конца, ветер летит, воздух мерцает. Мало знать о величии страны, хотелось бы не только сохранить, но и приумножить.

Спасибо, что прочитали!