Работа российского лесопромышленного комплекса в значительной степени зависит от поставок высокотехнологичного оборудования для валки, обрезки, транспортировки и переработки вырубленной древесины. В отдельных сегментах этого рынка зависимость от импорта достигает 100%. В условиях приостановки отгрузок и угрозы полного ухода ведущих иностранных производителей из России первоочередной задачей видится скорейшее налаживание собственного производства. Непреодолимых препятствий для этого нет, потому что делать спецтехнику на базе автомобилей-вездеходов в России и Белоруссии умеют. Необходимо лишь профессионально проанализировать этот рынок в новых условиях и выяснить у потребителей, какая техника им нужна взамен импортной.
Общий обзор рынка
Российский рынок лесозаготовительной техники изучался в разрезе трех основных сегментов:
- валочно-раскряжевочные машины (харвестеры);
- транспортные машины (форвардеры);
- универсальные лесные машины (пересаживатели деревьев, измельчители древесины, блоки для подрезки корней, корчеватели пней и т. д.).
По оценкам аналитиков MegaResearch, более 60% рынка в натуральном выражении занимают универсальные лесные машины.
В денежном выражении ¾ объема потребления приходится на сегмент харвестеров в силу их более высокой стоимости по сравнению с другими видами лесозаготовительной техники.
Несмотря на наметившуюся в 2019–2020 гг. тенденцию к увеличению доли российского производства, рынок остается импортозависимым. Единственный отечественный производитель — ООО «Амкодор-Онего» наращивает объемы выпуска (в 2021 г., по предварительным оценкам, изготовлено в 5 раз больше техники, чем в 2019-м), но пока занимает не более 20% рынка, даже с учетом снижения его объема почти в 2 раза за последние 3 года.
Структура импорта лесозаготовительной техники и оценка последствий ухода иностранных производителей
По данным Федеральной таможенной службы РФ, основные объемы иностранной спецтехники для валки и заготовления древесины в 2020–2021 гг. поставляли следующие производители:
· харвестеры — Ponsse Oyj, John Deere Forestry Oy, Komatsu Forest AB и Rottne Industri AB;
· универсальные лесные машины — FAE Group SPA, Maquinaria Agricola Cancela S. L. U., Serrat Trituradoras и Seppi M SPA-A.;
· форвардеры — John Deere Forestry Oy, Iwafuji, Oikawa и Yanmar.
Харвестеры
В свете введенных против России в феврале — марте 2022 г. санкций, в сегменте харвестеров сложилась довольно сложная ситуация. Здесь сразу 3 ведущих поставщика объявили о приостановке своей деятельности. Компании Ponsse, John Deere и Komatsu теперь не поставляют не только лесозаготовительную технику, но и запчасти к ней, соответственно, полностью прекращается сервисное обслуживание работающего в России оборудования.
По оценкам аналитиков, доля указанных компаний в общем объеме поставляемых в Россию харвестеров составляет 75%. Российский производитель выпускает лесозаготовительные комбайны на базе колесных шасси из Белоруссии, однако, по данным официального сайта ООО «Амкодор-Онего», в них используются импортные комплектующие (передний и задний мосты, навесное оборудование — манипулятор и харвестерная головка и т. д.).
Тем не менее техника считается изготовленной в России, поэтому на нее распространяется программа субсидирования Минпромторга, в рамках которой покупатели получают скидку в размере от 10 до 15% от полной стоимости машины на первый взнос при покупке в лизинг.
Форвардеры
95% импортных транспортных машин в Россию в 2020 году поставила японская компания Iwafuji, которая пока о своих дальнейших планах не сообщала. Стоит отметить, что отечественное производство здесь имеет наиболее сильные позиции (его доля приближается к 50%, а по итогам 2021 г., скорее всего, превысила эту отметку). Учитывая значительный рост курсов иностранных валют в феврале — марте 2022 г., российская техника может еще больше потеснить импортную уже в ближайшей перспективе.
Универсальные лесные машины
В Россию поставляются как универсальные самоходные установки на колесном и гусеничном ходу, так и различное навесное оборудование итальянского и испанского производства для расчистки территорий или обработки вырубленных стволов деревьев. По данным на середину марта 2022 года, официальной информации об уходе с рынка или приостановке поставок от кого-либо из иностранных производителей нет. Однако не исключено, что компании из Евросоюза могут присоединиться к введенным санкциям в любой момент. Кроме того, возможны значительные задержки с выполнением заказов («до прояснения ситуации») и сложности с проведением платежей. При этом российских аналогов у данного вида техники практически нет.
Возможные последствия санкций для лесной отрасли России
Читайте в полной версии обзора на сайте Агентства MegaResearch.