Найти в Дзене
Мутное время

Неблаженный Фёдор

Помните царя Фёдора из учебников истории? Слабый безвольный богомольный дурачок, которого презирает властный отец, за которого десятилетиями правит интриган Годунов. Подкаблучник, даже наследника зачать неспособный. Молчаливо проглотивший убийство младшего незаконного брата. Плакса, чудак, блаженный дурачок. Этакий переходный безликий правитель между двумя гениальными злодеями. Первый – Иван Грозный - Казань брал, Астрахань брал и Полоцк брал, Ливонию воевал. Второй – Борис Годунов – строил крепости, укреплял государство, расширял границы в Диком Поле, Сибири и на Кавказе, патриаршество учреждал, убивал Дмитрия. А Фёдор – ну так, отсвечивал немного, пока не умер. Это, наверное, самая обидная из черных легенд, прилепленных к последним Даниловичам. И Иван, который якобы сыноубийца, и Дмитрий, который якобы «Лже», при всех их талантах свои главные войны проиграли. Опричнина была запрещена и даже слово забыто, ближние люди царя казнены, сам он доживал век по факту высокопоставленным пленн

Помните царя Фёдора из учебников истории? Слабый безвольный богомольный дурачок, которого презирает властный отец, за которого десятилетиями правит интриган Годунов. Подкаблучник, даже наследника зачать неспособный. Молчаливо проглотивший убийство младшего незаконного брата. Плакса, чудак, блаженный дурачок.

Этакий переходный безликий правитель между двумя гениальными злодеями. Первый – Иван Грозный - Казань брал, Астрахань брал и Полоцк брал, Ливонию воевал. Второй – Борис Годунов – строил крепости, укреплял государство, расширял границы в Диком Поле, Сибири и на Кавказе, патриаршество учреждал, убивал Дмитрия. А Фёдор – ну так, отсвечивал немного, пока не умер.

Это, наверное, самая обидная из черных легенд, прилепленных к последним Даниловичам. И Иван, который якобы сыноубийца, и Дмитрий, который якобы «Лже», при всех их талантах свои главные войны проиграли. Опричнина была запрещена и даже слово забыто, ближние люди царя казнены, сам он доживал век по факту высокопоставленным пленником, живым символом, не более. Димитрий при всех его чудесах сложил буйную голову, преданный и побежденный, в Угличе, у московского кремля или в безымянном калужском лесу – пусть спорят профессиональные историки (я за третий вариант, но я не профессиональный историк). Фёдор же жил достойно и шел от победы к победе. За него максимально обидно.

Царь Фёдор. Последний Данилович на троне. И самый оболганный. Рисунок из открытых источников
Царь Фёдор. Последний Данилович на троне. И самый оболганный. Рисунок из открытых источников

Итак, минимальный факт-чек.

Фёдор стал царем уже взрослым человеком, 27 лет от роду и правил почти полтора десятка лет. За эти годы он спокойно и без суеты скрутил в бараний рог великие боярские рода, обойдясь без массового дурного террора. Последовательно, при полной поддержке общественности были сначала разогнаны последние опричники Бельские, затем отстранены от фактической власти Мстиславские и сведен с тверского престола предварительно ослепленный альтернативный царь Симеон. Далее подверглись страшному разгрому Шуйские, которых не спасло даже заступничество митрополита. Вожди клана были сосланы и тихо казнены в ссылке, митрополит тоже слез с кафедры и не зажился. Причём в этом не было какой-то суровой кровожадности – просто наведение порядка твердой и практичной рукой. Мстиславские, Бельские и Шуйские, умерившие гордыню и направившие энергию в нужное русло, строили крепости, водили полки и судили в думе без взысканий.

Будущий царь Василий Шуйский. В те времена толковый смоленский и новгородский наместник. Из открытых источников
Будущий царь Василий Шуйский. В те времена толковый смоленский и новгородский наместник. Из открытых источников

История с Дмитрием Угличским запутана поздними инсинуациями, но в целом конфликт с младшим братом (или племянником) не новость для Даниловичей. Василий III и Дмитрий Внук разыграли аналогичную трагедию веком ранее без каких-либо претензий к победителю от историков. Правительство Ивана Грозного начало правление с казни дяди Юрия, да и дядя Андрей не зажился. Вообще любовь к братьям и племянникам закончилась у Даниловичей где-то во времена Дмитрия Донского и вернулась только к поздним Романовым (став одной из причин гибели империи). Слишком острым и болезненным напоминанием о братской любви была страшная Шемякина война, едва не погубившая династию и не превратившая Московское княжество в часть Тверского.

Во внешней политике мы тоже видим если не сплошь удачи, то по крайней мере уверенное выползание из ямы, в которую загнал страну поздний Иван Грозный совместно с Симеоном Бекбулатовичем и Мстиславскими. Страна была в кольце врагов – Польша, Швеция и Крымское ханство под чутким управлением Османской империи соображали молодое царство на троих. Полтора века собираемая артиллерия была бездарно потеряна под Венденом, Полоцк потерян еще раньше, Поволжье полыхало бесконечным бунтом.

Стефан Баторий. Самый протурецкий из польских королей. И самый антирусский.  Рисунок взят из открытых источников
Стефан Баторий. Самый протурецкий из польских королей. И самый антирусский. Рисунок взят из открытых источников

Правительство Фёдора системно решает основные задачи и ко времени вступления на престол царя Бориса Сибирь исправно платит дань, Поволжье и север Дикого поля покрыты системой крепостей. Польша вырвана из союза с османами и шведами. Шведы и вовсе разбиты и вернули потерянное Иваном Грозным. Крымцы, шедшие в 1591 году жечь Москву и менять царя, остановлены на Оке и даже огребли на обратной дороге. Что показательно, в отличии от предшественников, пережидавших ордынские вторжения на далеком безопасном севере, Федор стойко остался в столице и руководил обороной (и это трус??).

При этом Фёдор стойко воздерживался от рискованных и затратных внешнеполитических авантюр, не став, например, воевать за польский престол или посылать большие контингенты на Кавказ. Это последний царь, при котором в Крымском ханстве было мощное прорусское лобби, подталкивающее ханство к уходу из-под тяжелой длани султана в родную гавань православную реинкарнацию Золотой Орды.

Церковь получила от него одновременно патриаршество и продолжение отцовского курса на сокращение церковного землевладения. Царь, хоть и остался в летописях глубоко верующим человеком, вмешательства митрополита в свои мирские и даже матримониальные дела не терпел и не стеснялся смещать зарвавшихся пастырей.

Давайте краткий итог. Талантливый дипломат и администратор, хороший организатор, лично смелый и великодушный, умный, терпеливый, расчетливый и волевой – это лучший наш царь всего 16 века. Еще бы 10-15 лет такого правления, и мы бы не узнали нынешней России. Недаром через почти 20 лет после его смерти второе ополчение печатало деньги с его профилем и называло последним законным царем. Бог не дал ему долгих лет, не дал наследника, это его трагедия, но она совершенно необязательно вела к смуте и развалу государства.

Вот реальная необработанная оценка современника: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Фёдор Иванович…»

Уничижительные характеристики ему дают шведские и английские источники. Одни побеждены царем в прямом военном столкновении. Вторые лишились грабительской торговой монополии. За такое редко хвалят. Почему мы им верим?

Прекрасный пиарщик и бездарный правитель Борис Годунов. Рисунок взят из открытых источников
Прекрасный пиарщик и бездарный правитель Борис Годунов. Рисунок взят из открытых источников

Главный автор черной легенды про царя Фёдора – Борис Годунов, за неимением собственных заслуг приписавший себе все успехи своего великого шурина. Сам он справлялся, мягко говоря, не очень. Но его любили в монастырях, и эта ахинея попала в летописи.

Романовым тоже превозносить Фёдора было не за что. Работяга царь не привечал двоюродного брата Федора, щеголя и плута, то ли за бестолковость и вздорный характер, то ли как потенциального претендента на престол до появления своего сына, то ли просто так.

Так и осталась жить черная легенда про блаженного царя, волею вещей давшего России почти 20 лет сытой и спокойной жизни между двумя страшными лихолетьями. Естественно, она попала в учебники из книг Карамзина.

Карамзин, я тебе не верю.