Найти тему
С Богом по жизни

КОНЕЦ СОМНЕНИЯМ

“Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах… Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои, как у оленя, и на высоты мои возведет меня!” (Авв. 3:17-19).

Одним из самых великих благословений для человека является покой. Покой — это возможность полного отдыха от стрессового напряжения. Он ожидает всех, кто преданно исполняет Божью волю (Отк. 14:13). Многие стремятся к такому состоянию, но тщетно, потому что не понимают, что такое истинный “покой”.

Разное понимание того, что такое “покой”, иллюстрируется в древней легенде о раввине и его братьях — о семи столпах мудрости. Легенда гласит, что однажды во время праздника они сидели в храме и обсуждали благословенность покоя. Один сказал, что покой возможен, если у человека достаточное состояние, нажитое честным путем. Второй заявил, что это известность и слава. Для третьего это было обладание властью. Четвертый видел покой только в счастливой семье. Пятый утверждал, что покой обретают только в старости те, кто богат, влиятелен, знаменит и окружен детьми своих детей. Шестой заметил, что все сказанное тщетно, если не исполнять все ритуальные законы Моисея. Затем взял слово раввин: “Все вы говорили мудро, но необходимо еще одно: только тот может обрести покой, кто вдобавок ко всему сказанному будет исполнять предания старцев”. При этом разговоре присутствовал один мальчик. Он окинул всех взглядом и сказал: “Нет, отцы, лишь тот возлюбит покой, кто любит своего брата, как себя самого, и Бога всем сердцем и душой. Это больше богатства, славы и силы, счастливее счастливой семьи, лучше почтенного возраста, он сам себе закон и выше всех традиций”. Знатоки закона изумились, потому что сочли слова этого младенца самыми мудрыми из всех сказанных в тот день.

Именно о таком удивительном покое, какой был описан ребенком, говорится в Авв. 3:17-19. Это воодушевляющий текст, который всем необходимо изучать, потому что в нем говорится о том, как мы можем обрести этот чудный покой.

Аввакум просил Бога объяснить не понятные ему вещи, происходящие в жизни. “Доколе, Господи, я буду взывать — и Ты не слышишь, буду вопить к тебе о насилии — и Ты не спасаешь?” (Авв. 1:2). Он страстно хотел понять, как можно верить в Божье правосудие, когда вокруг творится столько беззакония. Бог ответил на его вопросы. Кто-то сказал: “Это породило веру, которая в анналах времени возвышается, словно башня”. Пророк успокоился, узнав, что Божья воля одержит такую же победу в будущем, какую она одерживала в прошлом.

Что привело Аввакума в такое безмятежное состояние столь скоро после смятения? Этот блаженный покой дали ему три простые факта. Рассмотрите их, и вы увидите, как они дали обеспокоенному пророку этот удивительный покой.

МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ НЕ ДАЕТ ИСТИННОГО ПОКОЯ (Авв. 3:17)

Аввакум понял, что истинного покоя не найти в материальном благосостоянии. Заглядывая в будущее своего народа, он видел лишь полную гибель. Когда придут вавилонские захватчики, все ценное пропадет. После Божьего наказания люди не будут иметь ничего. Иеремия говорил об этом опустошении: “Ибо так говорит Господь Саваоф: «Рубите деревья и делайте насыпь против Иерусалима — этот город должен быть наказан»” (Иер. 6:6; см. Втор. 20:19; Ис. 9:10). Аввакум называет самые прекрасные деревья Иудеи; гибель смоковниц символизирует полную катастрофу, которая поразит непокорный народ. Его слова показывают, что он ожидает даже еще худшего развития событий, прежде чем все опять наладится! Мы читаем: “Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах” (Авв. 3:17; см. 2:5, 6, 9, 13). В дополнение к проблемам очерствевшей совести Иудеи наступит крах их сельского хозяйства.

Хотя полный крах неизбежен, Аввакум все равно радуется! Почему? Потому что в жизни есть выбор (2:4, 5), и Аввакум выбрал мудрое: он ходит верой!

Те, кто выбирает гордую надменность, обретут лишь погибель. Их гордость земными богатствами не дает истинного покоя. Они спокойны, только если их собственность в безопасности. Если “не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи”, то их радость испаряется. Их безопасность поверхностна, и от нее ничего не останется, когда придет Божий суд (см. Ос. 2:11, 12). Уповающие на то, что материальное благосостояние обеспечит им безопасность, окажутся в трудном положении, потому что однажды все их богатство исчезнет. Иллюстрацией к такому концу является падение Вавилона (Отк. 18:7-19). Всех, кто уповает на материальное благосостояние, ждут только лишь слезы, горе и боль, ибо все, что должно было обеспечить им безопасность, рухнет. Когда мы ищем спокойствия в материальном, мы делаем безрассудный выбор.

Многие хотят найти счастье по мирским рецептам, а не посвятив себя Богу. Эту мысль иллюстрирует разговор между молодым человеком и проповедником. Юноша рассказывал, какое удовольствие он получил от охоты на лис. Он описывал, как всадники мчались по лесу, набивая синяки, царапаясь о ветви и даже падая с лошади. Проповедник сказал, что не видит никакого удовольствия в том, чтобы падать с лошади, набивать синяки и тонуть в болоте, и воскликнул: “И это путь к счастью? Ты называешь это удовольствием? Я испытываю чувство благодарности за то, что открыл другой путь к счастью, отличный от того, о котором ты мне рассказал”. Молодой человек выразил желание узнать этот лучший путь. “У меня в кармане, — ответил проповедник, — есть карта, которая укажет этот путь, единственный путь к истинному блаженству”. Возбудив любопытство молодого человека, проповедник достал маленькую книжечку Нового Завета и открыл ее на словах Иисуса: “Я путь, и истина, и жизнь”. А затем вложил Завет в руки юноши. Столько людей ищет “покоя” в спорте, успехах на работе, мирских ценностях и деньгах. Они слишком поздно обнаруживают, что сделали безрассудный выбор, потому что материальное благосостояние не дает истинного покоя!

СЧАСТЬЕ МОЖЕТ БЫТЬ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ (Авв. 3:18)

Аввакум жил в трудные времена, и перспективы на улучшение были весьма туманны. Несправедливость не прекратится, экономика ухудшится, национальное самосознание будет падать, а правительство ещё больше деградирует. Ситуация ухудшится до такой степени, что каждый день жизни станет мукой. Не было ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ничего! И все же Аввакум обрел спокойствие. Как ему это удалось? Может быть, он обманывал себя? Может, игнорировал реальность?

Удовлетворенность Аввакума объясняется тем, что свое счастье он строил не на жизненных обстоятельствах, а на Божьей силе. Он знал, что положение дел только ухудшится. И несмотря на это он мог сказать: “Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего” (3:18). Он обрел покой, потому что доверился Богу.

Наше положение может быть ужасным, и все-таки мы тоже можем находить мир, радость и покой в вере, что Бог выше наших обстоятельств. Вспомните Павла в тюрьме. Его бросили туда по ложному обвинению из-за предубеждения. Самое удивительное то, что из тюрьмы Павел написал письмо филиппийцам, которое известно как “послание радости”. В нем Павел говорит: “Желаю, братья, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большому успеху благовествования” (Фил. 1:12). Эти слова проливают свет на то, как Павел относился к своей трудной ситуации.

Как развить в себе такое же внутреннее счастье, когда обстоятельства грозят украсть наш покой? Ситуация Аввакума дает нам формулу из четырех составляющих.

Во-первых, познание Бога порождает в нас уверенность в Божьей силе. Находясь в римской тюрьме, Павел уверенно заявлял: “Я поставлен защищать благовествование” (Фил. 1:17). Слова “я поставлен” говорят об уверенности Павла в Божьем провидении. Павел верил, что, в какие бы обстоятельства он ни попадал, они находились под Божьим контролем. Он доверял Богу, потому что знал Божью силу. Если обстоятельства мешают вам обрести истинное счастье, может быть, вам надо проверить, хорошо ли вы знаете Бога. Разделяете ли вы уверенность Павла, что, несмотря ни на какие превратности судьбы, вы будете в безопасности, потому что ваш Бог всемогущ? Без этого знания Божьей силы христиане не будут счастливы в трудных обстоятельствах.

Во-вторых, уверенное знание того, что Божья сила всемогуща, порождает мир в душе. Христиане могут не находить покоя в жизни, потому что неспокойными могут быть обстоятельства, но мы будем иметь внутренний мир даже в самое бурное время благодаря знанию, что Божья сила не иссякнет. Именно такой внутренний покой обещал Иисус “Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам” (Ин. 14:27). Христос заверяет Своих последователей, что они будут иметь чудесную радость, если последуют за Ним (Ин. 15:11). Душевный мир приходит лишь тогда, когда мы полагаемся на Бога. Многие теряют силу духа, потому что не воспитали в себе это упование на Божью заботу. Не полагающийся на Бога хочет быть “капитаном собственной судьбы”. На жизненные трудности он стремится ответить по-своему, но это не совершенный путь. Те, кто знает Божью силу и уповает на Его помощь, понимают, что трудности, в конце концов, послужат к благу. Они обретают удивительный мир, “который превыше всякого ума” (Фил. 4:4-6; см. Рим. 8:28).

В-третьих, доверительное упование на Бога будет зависеть от того, как мы будем смотреть на жизненные обстоятельства. Часто те, кто страдает от ударов судьбы, сосредотачиваются на проблемах, а не на возможностях. Они не учитывают Божью силу. Аввакум говорит нам, что “будет радоваться”. По-гречески это слово означает взволнованную радость. Почему он так изменился, ведь в главе 1 он был подавлен? Его подавленность сменилась радостью, потому что теперь он сосредоточился на другом! Он больше не смотрел на невозможные обстоятельства вокруг; теперь он смотрел на Всемогущего Бога, чья сила превыше всяких обстоятельств!

В-четвертых, результатом станет неизбывная радость. Теперь Аввакум мог радоваться, хотя ситуация лишь усугублялась (3:17, 18). Павел всегда радовался, потому что полагался на Божью силу, а не надеялся на то, что покой ему обеспечат жизненные обстоятельства (Фил. 4:4-6). Возможно, христиане будут не в состоянии радоваться бедам, которые приходят в их жизнь, но мы можем радоваться тому факту, что Бог — Владыка и Вседержитель, и ничто не сможет воспрепятствовать исполнению Его воли! Давайте радоваться тому, что Он представляет собой, что Он сделал и что продолжает делать для нас. Пусть все, кто оказывается в тяжелых обстоятельствах, помнят Божье обещание: “Горы сдвинутся и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется” (Ис. 54:10; см. 2 Кор. 12:9; Пс. 12:6; 16:14, 15; 30:20).

Многие христиане терпят превратности судьбы и часто теряют надежду. Они не видят победы. Они обвиняют Бога в своих проблемах и думают, что выхода нет. Им нужно прочитать слова Аввакума и придерживаться его формулы, и тогда они смогут обрести его спокойствие.

«Если Писания не имеют ничего общего с реальностью, где тогда нам искать счастье? В богатстве? Это великолепная вещь, но тяжкая ноша. В славе? Это блестящий мыльный пузырь. В удовольствиях мира? Они как соленая морская вода для пересохшего горла: только раздражают, но не утоляют жажду. В беспечных развлечениях? Это лишь временное успокоительное средство, а не лечение. Только в драгоценных обещаниях Божьей Истины и ее обновляющей энергии для наших сердец; в открытиях Божьей любви к бедным грешникам; в проявлениях Божьей бесконечно щедрой благодати и в надежде на Его вечную славу. Только в этих величественных определенностях мы можем обрести истинное здоровье, свободу и счастье!» (Фостер).

БЕЗОПАСНОСТЬ ДАЕТ ТОЛЬКО ВЕРА В БОГА (Авв. 3:19)

Слова Аввакума в 3:19 характеризуют его как человека великой веры: “Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои, как у оленя, и на высоты мои возведет меня!” (см. Пс. 5:13).

Он стоит, как монумент веры, наравне с Иовом, который сказал: “Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться” (Иов 13:15). Уверенность Аввакума сродни уверенности трех евреев, брошенных в огненную печь.

«Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:17, 18).

В главе 3 Аввакум — совершенно иной человек, нежели тот, что в главе 1. Теперь он верит, что способен безропотно принять все, что бы ни случилось. “Несмотря ни на что, он мог радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения своего. Он знает, что такой Бог не забудет его и такой Бог непременно проведет его через все трудности” (Ллойд-Джонс).

Уолтер Ангерер приводит такое объяснение изменившейся веры Аввакума:

«Обстоятельства, в которых жил Аввакум, не изменились, но от восклицания “Доколе?” он перешел к радостной песне, к полноценной жизни. Мы видим, как он шаг за шагом идет от отчаяния к познанию, от познания к доверию, от доверия к покорности, от покорности к миру — миру живого Бога».

Эта удивительная трансформация веры Аввакума вызывает два вопроса, небезразличные для сегодняшних христиан. Первый — “Как в наши дни христианам жить по вере?” Вера Аввакума изменилась, когда он понял настоятельную необходимость жить “своею верою” (2:4, 5). Это понимание развеяло отчаяние, вызванное беззакониями вокруг. Мы должны научиться жить верой, как жил Аввакум. Мы тоже должны прийти к пониманию того, что Бог ожидает от нас, чтобы мы всегда поступали правильно независимо от результатов. Живущие верой преданы Его воле, даже если их выбор означает, что они должны поступать противоположно тому, как поступает большинство (Дан. 1:8, 21). Жить верой — значит доброхотно служить в Божьем царстве (Пс. 102:21). Мы должны исполнять библейские заповеди не как какую-то неприятную обязанность, стиснув зубы и недовольно ворча. Нет! Все, кто живет верой, служат потому, что знают, кто такой Бог, и сколь это тщетно служить миру!

Второй вопрос — “Как охарактеризовать безопасность, которую Бог дает всем, кто живет верой?” Эту безопасность Аввакум описывает двумя фразами. Он говорит, что уповающие на Бога в безопасности, потому что Бог делает их ноги, “как у оленя” (см. Пс. 17:34). Это сравнение с твердо стоящим на ногах горным оленем. Этот образ утешает нас, говоря, что, какой бы трудной ни представлялась жизнь, никакая проблема не станет для верного святого, пока он уповает на Бога, такой большой, чтобы он потерял точку опоры. Ту же истину высказывает Иеремия: “Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование — Господь. Ибо он будет, как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод” (Иер. 17:7, 8). Выражение “ноги, как у оленя” также наводит на мысль об энергии и жизненной силе, характерной для дикого оленя. Если на фразу “ноги, как у оленя” смотреть с этой точки зрения, видно, что она параллельна обещанию, которое дается утомленным святым: они поднимутся на орлиных крыльях (см. Ис. 40:29-31).

Следующая фраза Аввакума обещает, что Бог “возведет... на высоты”. Это символизирует победу, превосходство и безопасность. Живущие на “высотах” находятся над опасностью, ибо надежно защищены. Об этих “высотах” говорится, что на них обитает Бог (Мих. 1:3); следовательно, этот образ говорит о жизни рядом с Отцом. Возведенные на “высоты” одержат окончательную победу над всеми угнетателями.

Все, кто имеет эту удивительную веру в Бога, будут радоваться, потому что надежно защищены (Пс. 26:1; см. Неем. 8:10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Император Август как-то прослышал, что один римский гражданин, на котором лежало огромное бремя долгов, спал спокойно и каждую ночь чувствовал себя легко. Император выразил желание купить кровать этого человека, думая, что если он будет спать на ней, то обретет ускользавший от него покой.

Единственный подлинный покой, который могут обрести люди, находится в сердцах тех, кто имеет веру в Бога. К такому выводу пришел Аввакум, и эта истина применима и к современности. Он начал свое пророчество с сомнения и отчаяния, потому что вера его была слабой. А в конце оно звучит победно, потому что его вера породила в нем твердую уверенность, что для осуществления Своих целей Бог сделает все как надо. Поэтому книга завершается на ноте триумфальной надежды!

История подтвердила слова Аввакума, и мы находимся в замечательном положении, имея возможность видеть, как все обещанное Богом в конце концов исполнилось. Вавилония поднялась, Иудея была полностью разрушена, люди оказались в изгнании, над высокомерной Вавилонией состоялся Божий суд, и остаток иудеев вернулся обратно в Палестину. Однако надежда христиан идет дальше возвращения из плена. Мы можем верить в факты спасения, которое Бог дал нам во Христе. Мы можем дивиться Божьим делам по искуплению падшего человека. Мы можем верить в воскресение Христа, установление церкви и победу христианства над гонениями и лжеучениями. История удивительным образом продемонстрировала принцип, укрепивший веру Аввакума: “Праведный своею верою жив будет” (2:4).

«Вера Аввакума... была, по сути, практической и земной. Она смогла выдержать испытание полного неурожая и гибели всего, что дорого человеку. Она не зависела от Божьих обещаний того, что Он якобы всегда будет давать ему здоровье, богатство и достаток, чтобы заработать доверие Аввакума, его упование и уважение. Когда все взорвалось, Он остался для Аввакума единственным объектом прославления и благоговения. Причина была проста: Он Господь; Он управляет всем; Он останется верен Своему слову даже при конце исторического процесса, когда все остальное уже исчезнет» (Кайзер).

Изучение этого замечательного пророчества мы завершаем вопросом: “В какой главе книги Аввакума вы видите себя?” Глава 1 спрашивает: “Живете ли вы с ничтожной верой, которая позволяет вам переживать по поводу обстоятельств, раздражаться от несправедливостей и задаваться вопросом, сделает ли Бог что-нибудь?” Такая “убитая” вера только сделает вас несчастными. Глава 2 спрашивает: “Живете ли вы со слабой верой, которая хочет надеяться, что Бог сделает что-нибудь, но сомневается, что так оно и будет?” Эта слабая вера дает стартовую точку для развития уверенности; но если христианин в этом положении задерживается надолго, он откатится назад, к убитой вере главы 1. Глава 3 спрашивает: “Живете ли вы с победной верой, которая поклоняется Божьему всемогуществу и всевластию?” Эта победная вера покоится на знании, что Божье правосудие будет и что христиане найдут защиту в Божьей любви и заботе и никакие опасности, подстерегающие их в жизни, будут им нипочем. Пророчество завершается призывом к каждому читателю развить в себе эту победную веру!

#сомнения #аввакум #пророк #пророки #уверенность #вера #бог