Для начала важно обозначить, что именно представляет собой такое понятие, как коллективная травма. Это позволит лучше понять возможные процессы ее проявления в жизни людей, в том числе, и через моду.
Что такое коллективная травма?
Процесс проживания негативного события может сопровождаться проецированием вовне сложных, болезненных переживаний, эмоций, реакций и мыслей человека, связанных с тематикой его первичной травмы.
А если травма коллективная, значит, проецирование осуществляется уже не одним человеком, а большой группой людей (так формируется тенденция). А порой – не только группой, но и целыми поколениями; есть даже такое понятие, как «травма поколений» (когда отголоски проживания кризисных событий не исчезают с их прекращением, а остаются – в виде «эха» – снова, и снова, спустя годы напоминающего о трудностях в прошлом).
Примером такого страшного «эха» однажды пережитых человеком невзгод может быть, допустим, нарочито бережное отношение к продуктам питания. Особенно ярко выражено это бывает у тех людей, которые столкнулись в жизни с дефицитом продовольствия, или даже с голодом.
«Ты что! Хлебушек нельзя оставлять, ну-ка, доедай...», - эти слова, наверняка, многие из нас могли слышать от своих (пра-) бабушек и (пра-) дедушек, переживших годы ВОВ. Каждый такая просьба насквозь пронизана болью событий прошлого, объединяющей большое количество людей сразу нескольких поколений, а значит, – коллективной психологической травмой.
Кроме боли
Но не всегда только боль сопровождает психотравму – как личную, так и коллективную. К процессу проживания трудностей подключаются и защитные механизмы психики, чтобы помочь людям, оказавшимся в беде, справиться с болью с минимальными рисками/потерями для их психического здоровья.
Например, творчество и искусство могут являться такой защитой – эффективным способом помощи при проживании человеком тяжелого периода в жизни. Опять же, как в личных, так и в коллективных масштабах.
Творчество позволяет людям «выгружать» свою боль безопасно и терапевтически.
Помогает сублимировать проблемы.
Живопись, литературное творчество, музыка, архитектура, театр, фотография…
Мы можем выделить множество авторов, художников, выдающихся деятелей культуры, искусства разных эпох, разных областей деятельности, реализующих конкретные мысли и идеи, касающиеся тех или иных трагических событий – в их личных судьбах, а также в истории стран/народов/человечества.
Но каждый из них, творчески выражая свои чувства и мысли, связанные с каким-либо болезненным и губительным событием, затронувшим не только его жизнь, но и жизни других людей, переживших, так или иначе, то же, что и он сам, проецировал в творчество уже сформированные коллективные переживания.
И мода – тоже одна из форм такого творчества, один из вариантов проецирования; любое творчество и искусство можно считать проекцией переживаний из сознания автора – вовне.
Шанель и «эхо»
Если мы подробно сейчас проанализируем главные этапы становления мировой моды, самые яркие вехи ее развития, то увидим, что многие нововведения (силуэты, используемые материалы, детали и т.д.) тоже являются «эхом» своего времени, своей эпохи.
К примеру, Габриэль Шанель, пережив в 40-е годы 20 века сложные события, происходящие, как в ее судьбе, так и в ее родной стране, в мировой истории, в обществе в целом, в 1954 году, уже вернувшись в мир высокой моды, вскоре продемонстрировала любопытную новинку. Это был твидовый костюм, представляющий собой узкую юбку, короткий, обшитый тесьмой жакетик без воротника с золотистыми пуговицами и накладными карманами.
В довольно плотно облегающем фигуру жакете можно без труда увидеть стилистическую отсылку к мужскому костюму определенного кроя – к френчу. Френч – элемент военной формы солдат европейских армий. Иными словами, это военный китель (названный в честь британского фельдмаршала Джона Дентона Френча и получивший широкое распространение еще со времени Первой мировой войны).
Вероятно, создавая данный костюм, мадам Шанель даже и не подозревала, что интуитивно продемонстрировала миру не просто новый, симпатичный элемент женского гардероба, а будущую легенду мировой моды, вобравшую в себя дух своего времени, столь неспокойного, сложного времени, в связи с чем так «громко» отозвавшейся в сердцах людей.
Твидовый костюм Шанель женщины выбирают и по сей день, как свой «идеальный костюм».
Рассматривая идею данного костюма сквозь призму событий времени, в котором она была воплощена в реальность, и с которыми столкнулась лично Коко Шанель, можно сказать, что легендарный костюм мадам Шанель тоже является «эхом» коллективной травмы, реализованным в мире моды.