Найти тему

ИСТОРИЯ КЭНДЗЮЦУ: СОЗДАНИЕ БАМБУКОВОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО МЕЧА (ЧАСТЬ 2)

ЁЦУВАРИ СИНАЙ

Хотя в некоторых школах классического фехтования фукуро синай используется уже почти пять столетий, это не тот тип синай, который используется в современном кэндо. Однако, базовый дизайн кэндо синай также нельзя назвать новым. Его точное происхождение немного неясно, но, вероятно, был создан во второй половине периода Эдо. Есть те, кто придерживается мнения, что ёцувари синай, который менее гибок, чем обычный фукуро синай, был разработан только после того, как использование богу (защитных доспехов) уже стало фактом. Ёцувари синай стал более или менее стандартной моделью для проведения сиай в поздний период Эдо. Что касается длины синай, то это было регламентировано в 3-ий год Ансэй (1856) Отани Симоса-но ками Нобутомо из Дзикисинкагэ-рю. Он был одним из главных фехтовальщиков периода Бакумацу и сторонником тарюдзиай. В японских работах на эту тему его называют Бакумацу-но Кенсей (Святой Меча периода Бакумацу). Он был одним из основателей и движущих сил Кобусё (военная академия самураев в период Эдо) основанного во 2-ой год Ансэй 2 (1855). Во всяком случае, типичный кэндо синай, в основном, состоит из четырех секций бамбука, так называемого варитакэ («расщепленный бамбук»), кожаных чехлов, называемых, соответственно, сакикава и цукакава, покрывающих концы бамбука и рукояти, и верёвки или цуру, используемой для надежного закрепления всех этих компонентов на месте. Другими частями являются накаюй, кожаная полоска, обернутая вокруг бамбука, и которая отмечает моноути (рубящая часть настоящего меча), гарда, называемая цуба, и цубадомэ или ограничитель, который удерживает цубу на своем месте. Кроме того, есть также несколько прокладок, которые разделяют бамбуковые полоски. Поскольку основной корпус синай состоит из четырех секций или полос бамбука, он называется четырехсекционным бамбуковым мечом или ёцувари синай (四割竹刀).

Считается, что одной из первых школ фехтования, отказавшихся от фукуро синай, была Цуда Итидэн-рю, которая была активна во владениях княжества Курумэ. Вероятно это произошло в середине периода Эдо. Многие другие школы, должно быть, последовали этому примеру, и «новый» тип синай стал довольно популярным. Этот синай был менее гибким, чем фукуро синай, но поскольку примерно с середины периода Эдо также развивалась разработка защитных доспехов (богу), на самом деле это не было проблемой. Синай можно было использовать с предметами защитного снаряжения, которые стали доступны в те дни, что позволяло проводить энергичные сиайгэйко с относительно небольшим риском получения травмы. Это сочетание менее гибкого синай, с одной стороны, и защитного снаряжения, с другой, похоже, имело большой успех, и его использование, за исключением нескольких модификаций некоторых предметов снаряжения, продолжается в наше время.

ДЛИНА СИНАЙ

В настоящее время длина синай, которую могут использовать участники кэндо сиай, проходящих по правилам Дзэн Нихон Кэндо Рэнмэй, регулируется и зависит от класса, в котором они сражаются. Однако максимальная используемая длина составляет три сяку и девять сун (118 см). В период Эдо длина синай фехтовальщика могла зависеть от ряда факторов, включая его личные предпочтения, его рост и физическую силу, или от стиля (школы) владения мечом, который он практиковал. В определенной степени так было и с ранее рассматриваемым бокуто. Таким образом, если у двух представителей двух разных школ был синай, могло случиться так, что один использовал синай, который был длиннее, чем у другого.

-2

Оиси Сусуму и его нагасинай

Оиси Сусуму (1797-1863) изучал фехтование школы Айсу Кагэ-но-рю у своего деда и содзюцу Осима-рю (техника владения копьём). В то время, когда он практиковал Айсу Кагэ-но-рю, представители этой рюха использовали защиту для головы и запястий и практиковали удары мэн и котэ (удары в голову и запястья). Однако цуки (уколы) не допускались. Однако, возможно благодаря своему опыту в содзюцу, Сусуму начал экспериментировать с цуки и вешал небольшие предметы, такие как монеты или камни, и наносил уколы в них. Говорят, что он использовал синай длиной около пяти сяку и трех сун (около 160,6 см), по другим данным - семь сяку шесть сун (почти 230 см). Это называлось нагасинай (長竹刀) или «длинный синай». Во всяком случае, с помощью этого оружия он разработал свою собственную фирменную технику, называемую нагасинай-но цуки, что означает н длинный удар синаем. Он также использовал хидари кататэцуки (укол левой рукой). В возрасте восемнадцати лет он основал свою собственную школу под названием Оиси Синкагэ-рю (大石神影流). В 3-ий год Тэнпо (1832), стремясь сделать себе имя, Сусуму отправился в Эдо, где произвёл много шума, когда он пронёсся по местным додзё, как шторм, бросая вызов и побеждая одного мастера за другим своим нагасинаем. Рассказывают, что из всех фехтовальщиков главного додзё Эдо, упомянутых в главе 3, только Отани и Сирай Тоору не были побеждены. По общему признанию, различные рассказы об этих схватках, в зависимости от источника, иногда противоречивы и даже сомнительны. Однако одна из вещей, которая, похоже, объединяет их всех, заключалась в том, что его нагасинай вызывал много шума в каждом додзё, где появлялся Сусуму. Некоторые люди были возмущены тем, что с таким длинным синаем и его нетрадиционным способом его использования он получал несправедливое преимущество и обесценил дух фехтования. Согласно одному сообщению, Тиба Сюсаку был сбит Сусуму с ног одним мощным кататэцуки (ударом одной левой рукой) нагасинай последнего. Существует также рассказ о второй встрече между Сусуму и Сюсаку. Когда оба фехтовальщика встали в середину додзё, чтобы занять позиции, зрители были удивлены, увидев синай Сюсаку. Сюсаку использовал синай примерно в четыре сяку и два сун, но он снабдил его прочной дубовой цука диаметром от четырех до пяти сун (примерно 12-15 см). Он считал, что если противник не уважает дух фехтования и использует такой длинный синай, то нужно было подготовить правильную фурнитуру, чтобы сразиться с ним. Во всяком случае, похоже, что в этом втором бою, как бы Сусуму ни пытался использовать свои фирменный цуки, он не смог преодолеть защиту Сюсаку. Наконец судья объявил результат схватки - «мусёбу», указав, что победителя не было. В первый раз, когда Сусуму пришел в додзё Отани, похоже, ничего впечатляющего не произошло, так как главный мастер Отани Нобутомо просто похвалил первого за его великолепную технику, подарил ему пару синаев, а затем быстро вернулся на место сихана, без борьбы. Довольный тем, что он сам, возможно, посчитал победой, Сусуму позже рассказал о том, что произошло в додзё Отани другому фехтовальщику из Эдо, который, услышав это, просто громко рассмеялся. Когда Сусуму спросил, почему он смеется, другой ответил: «Это не победа, это значит, что Отани даже не считает тебя достойным противником!». Затем он быстро написал рекомендательное письмо Сусуму, который снова отправился в додзё Отани. На этот раз вызов, по-видимому, был принят. Однако, стоя перед Отани Нобутомо, Сусуму чувствовал себя так, как будто он стоял перед стеной, которая указывала на него синаем, так как он абсолютно ничего не мог сделать. Он понял, что мир больше, чем он думал. Во всяком случае, несмотря на тот факт, что существуют противоречивые истории о том, кто на самом деле был победителем некоторых боев, также верно, что, когда он вернулся в свои владения, Янагава хан на Кюсю, его жалование было увеличено, так что он, должно быть, произвел какое-то впечатление, когда был в Эдо. Также он числится среди «Бакумацу Сан Кэнсэй», то есть «Трех мастеров меча периода Бакумацу», названных так из-за их превосходных навыков владения мечом. Два других кэнсэй - Отани Нобутомо и Симада Тораноскэ, оба представители Дзикисинкагэ-рю.

В истории развития синай, возможно, именно Сусуму с его необычным нагасинай побудил современного фехтовальщика придумать определенные правила и ограничения в отношении синай, которые можно было использовать в сиай. Кобусё, в то время возглавляемая Отани Симоса-но-Ками Нобутомо, сыграла важную роль в стандартизации длины синай. В 3-ий год Ансэй (1856) было решено, что длина синай, которая будет использоваться в сиай по правилам Кобусё, будет составлять три (сан) сяку и восемь (хати) сун, длина синай, используемая Отани. Эта длина синай называлась «санпати», что буквально означает «три восьмерки». Позже эта длина стала более широко принята в качестве стандарта для сиай представителями других додзё. В настоящее время используется синай в три сяку и девять сун, потому что с тех пор средний рост практикующих кэндо, по-видимому, увеличился.

Продолжение следует...

ПЕРЕВОДЫ ВИДЕО, КНИГ

НАЧАЛО:

РЕКОМЕНДУЕТСЯ: