В начале XX века была проведена серия весьма любопытных экспериментов, результат которых сейчас остались где-то на задворках. А зря. Результаты этих опытов остались в психологии под названием «эффект Рингельмана», в честь профессора сельскохозяйственной инженерии Максимилиана Рингельмана.
Собсна суть данных экспериментов была вот в чем: брали самых обычных людей и предлагали им поднимать тяжести. Для каждого – фиксировали максимальный вес, который он осилил. После чего людей объединяли в группы, сначала – по двое, потом – четыре человека, восемь ну и тд.
Ожидания были понятны и радужны: если один человек может поднять – условно – 50 кг, то двое должны вместе поднять либо 100 кг, либо – еще больше. Ведь мифическое представление о том, что групповая работа позволяет достичь большего, что ее результат превосходит сумму отдельных результатов членов группы, было само собой разумеющимся.
Но не тут то было! К несчастью ожидающих идеалистов двое людей поднимали лишь 93% от суммы их индивидуальных показателей. А восемь уже лишь 49%.
На этом экспериментаторы не остановились и пошли дальше. Решили провести немного другие опыты с тем же наклоном. Например – на перетягивании каната. И опять – тот же результат. Увеличивали численность групп – процент только падал.
А причина крылась в самых базовых человеческих пороках. Когда я рассчитываю сам на себя, я прилагаю максимум усилий. А в группе то че, можно и не тянуть на полную: никто ж не заметит, как в той истории о жителях села, которые решили на праздник налить себе бочку водки. С каждого двора – по ведру. Только вот казус произошёл: каждый принес ведро воды, рассчитывая, что в общей массе водки его хитрость не будет замечена, мдэ.
При чем тут пассивность? А при том, что, когда я действую, я волей-неволей свои усилия запоминаю и фиксирую для себя. В дальнейшем прикладываю именно столько или еще меньше. Формируя пассивное отношение к делу, в которое вовлечен вместе с другими сам.
Соответственно – в случае социальной пассивности мы можем сказать, что мы отлично понимаем ее происхождение и то, что она приводит в итоге к падению результатов до нуля. Не сразу – инерция великая вещь. Но – все же.
Нужно сразу сказать: никакие социальные технологии пока не позволили преодолеть эффект Рингельмана. Можно обчитаться заклинаниями от «гуру командной работы», но чем больше группа, тем больше шанс, что кто-то из вас будет «катать вату».