Об ангелах, Небесных Силах, которые населяют незримый мир, нам известно немного. Лишь столько, сколько Бог нам открыл через Священное Писание. В христианстве принята иерархия Небесных Сил сщмч. Дионисия Ареопагита, состоящая из девяти ангельских чинов, которые разделяются по степени своей приближенности к Богу. Серафимы, высший ангельский чин, вместе с херувимами и престолами возглавляют эту иерархию. Вся их сущность окружена завесой тайны, недоступной для понимания людей. Что мы о них знаем, можем ли догадываться, как они выглядят, и как их представляли себе древние христиане?
Что значат имена высших ангелов?
Имена небесных сил олицетворяют их богоподобные свойства. «Херувим» значит способность познавать Божественную мудрость, а название «престол» указывает на полную свободу от привязанности к земному. Имя «серафим» происходит от древнееврейского корня sārāf — «жечь». Переводят его как «пламенеющий», «горящий». Серафимы — это горячая и пламенная любовь и непрестанное стремление к Богу.
Что делают серафимы?
О цели существования высших ангельских чинов рассказывает в своем труде «О небесной иерархии» Дионисий Ареопагит. По его словам, находясь в непосредственной близости к Богу и в непрестанном общении с Ним, серафимы, херувимы и престолы познают природу Пресвятой Троицы. Они созерцают Ее и научаются Божественным тайнам, а затем передают эти знания низшим чинам.
Серафимы обладают способностью подражать Богу и превосходят по своей чистоте все священное и богоподобное. Их любовь к Богу неизменна и непоколебима, а также они не способны изменяться к худшему и всегда неукоснимо исполняют свой чин.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Из Библии нам также известно, что серафимы могут очищать от грехов через опаление:
«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис.6:6-7).
Как выглядят серафимы и где о них сказано?
Напрямую серафимы упоминаются в вышеупомянутом видении пророка Исаии. По этому отрывку мы можем судить о их внешнем виде:
«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:2-3).
В иконографии серафимов, однако, нашли отражение также описания высших небесных чинов из Откровения Иоанна Богослова (см. Откр.4:6-8) и видения пророка Иезекииля (см. Иез.1:5-28). Там они описываются как существа, имеющие шесть крыльев, четыре головы — человека, орла, льва и тельца, а также множество очей. Как представляли себе серафимов во времена зарождения раннехристианского искусства, можно увидеть по некоторым древним памятникам.
Монастырь Алахан в Исаврии (современная Турция)
Среди руин монастыря V в. хорошо сохранился портал западной церкви. На нижней его грани изображено существо с четырьмя двукрылыми туловищами: льва, человека, орла и быка.
Евангелие Рабулы
Сирийский манускрипт VI века содержит миниатюру Вознесения Господня. На ней под мандорлой Христа изображено существо с четырьмя крыльями. Верхняя пара крыльев охватывает мандорлу, а между нижними – выступает рука. Видно также четыре головы, по бокам – огненные колеса.
Часовни Бауита и Саккары (Египет)
Росписи апсид в этих храмах датируются VI-VII веками. Ангелоподобные существа на них запечатлены весьма необычным образом. Головы человека, орла, льва и тельца изображены в полуокружностях, каждая из которых разделяется шестью продольными полосами – условными крыльями. Дополняют эти образы множество очей по всей поверхности.
Монастырь Давид-Гареджа в Додо (Грузия)
На репродукции росписи апсиды VII века можно увидеть изображение Христа в окружении двух ангелов и двух серафимов. Серафимы имеют по шесть крыльев, руки и ноги, стоят на колесницах, объятых языками пламени.
Церковь Санта-Мария-Антиква (Рим, Италия)
В Римском форуме на апсиде церкви Девы Марии V века, известной своими раннесредневековыми росписями, Христа окружают четвероликие и шестикрылые существа. Над их головами – нимбы, а концы нижних крыльев – в огне. Как и в других случаях, речь идет о смешанном варианте, но количество крыльев и присутствие огня дает повод полагать, что изображены именно серафимы.
Церкви в Каппадокии
Фрагменты алтарных росписей в некоторых храмах в Каппадокии довольно точно изображают сцену очищения уст из видения пророка Исаии. Серафимы на них имеют шесть крыльев, один лик, руки. Это можно увидеть в церкви Трех Крестов и церкви Айвали IX–X вв.
Рукопись «Христианская топография» Косьмы Индикоплова
Миниатюра рукописи середины VI века, автор которой – византийский купец, изображает эту сцену иначе. Вместо серафима к устам пророка Исаии прикасается антропоморфный ангел. Это можно объяснить влиянием Дионисия Ареопагита, который утверждал, что к пророку не мог быть послан серафим, так как это не соответствовало бы его ангельскому чину.
Лимбургская ставротека
На крышке византийского реликвария X века изображено 12 серафимов. У каждого из них – человеческий лик, шесть крыльев, руки и ноги.
В памятниках раннего христианства существовали разные варианты изображения серафимов. Большинство из них отражают смешанные представления людей о высших ангельских чинах. Из всех приведенных изображений наиболее близкими к библейскому описанию видения пророка Исаии можно назвать росписи из церквей Каппадокии.
Основной признак отличия серафимов от остальных ангелов высшей триады – это количество крыльев, их должно быть шесть. Также на огненных Серафимов могут указывать языки пламени, охватывающие крылья.