Найти тему
Айта Лузгина

Ответственность за пользование инстаграмом до/после признания его экстремистской организацией

На связи Андрей Ермошкин, коммерческий директор Digital-агентства «Интериум».

Ответственность пользователям инстаграма и ФБ за то, что они пользуются мессенджерами, выкладывают посты через VPN до признания Meta экстремистской организацией

Пока Meta не признана экстремистской организацией, пользователям ничего не грозит. Да и после вряд ли будет какая-то ответственность. Но нужно будет смотреть на законодательную базу. Пользователи на данный момент могут продолжать пользоваться соцсетями в обход блокировок, т.е. с помощью VPN. Но уже сейчас наблюдается большой отток российских пользователей, и такое количество как раньше мы вряд ли увидим. Если у компаний остались аккаунты в этих соцсетях, их стоит использовать только в целях своего дела. Политические высказывания на площадках делать не стоит — можно столкнуться с законом, это касается вообще всех участников.

Будет ли грозить им ответственность при публиковании постов с помощью VPN после признания Meta экстремистской

Это будет зависеть от того, как будет развиваться наша законодательная база. У нас есть пример хорошего опыта — это опыт Китая, имеющий закрытую систему, в сторону которой мы сейчас двигаемся. Можно допустить, что за публикацию постов будет грозить административная или даже уголовная ответственность. Пока таких распоряжений нет, однако нужно быть аккуратными. На данный момент в тех материалах, которые мы изучили, нами не было найдено указаний по удалению аккаунтов и по запрету на пользование этими соцсетями. Но полноценно работать сейчас ни с Instagram, ни с Facebook уже не получится, т.к. реклама и дополнительные функции недоступны из-за невозможности провести платеж. Если кто-то все же будет как-то пытаться обойти запрет, то непонятно, куда уйдут деньги, а сами действия, конечно, повлекут за собой серьезные последствия.

Будет ли отличаться мера ответственности в зависимости от того, кто пользуется месенджером: обычные люди(физлица), компании (корпоративные аккаунты)

Думаю, да, будет отличаться. Физлицо привлекает меньше внимания, и пока, конечно, нет таких законов, но могу предположить, что ответственности у физлица будет меньше. К юрлицам будет повышенное внимание. Конечно же, компании будут привлекать к ответственности, и поначалу, скорее всего, будут появляться показательные кейсы, иллюстрирующие, как работает новый закон. Мы советуем своим клиентам переходить на отечественные площадки, которые частично уже были подготовлены и сейчас будут активно развиваться. Если посмотреть на тот же ВКонтакте — видно, как его ведут к более удобному формату, в соцсети появляются новые функции. Если смотреть глобально — опять же, приведу в пример Китай, у которого есть WeChat, не имеющий аналогов на западе. WeChat — целая экосистема с расширенным инструментарием. Ее можно представить как ВКонтакте, Telegram, Instagram, сервисы такси, новостные площадки и пр. в одном флаконе. Могу предположить, что Россию ждет то же самое со ВКонтакте, который поглотит все самые удобные и понятные сервисы. Советую компаниям сейчас ознакомиться с неизведанными российскими соцсетями, а также возвращаться к старым, потому что неизвестно, сколько будет продолжаться блокировка Meta.

Чем чревато будет осуществлять рекламную деятельность в мессенджерах

Я думаю, ее, скорее всего, и не получится осуществлять. Если Meta будет признана экстремистской организацией — будет введен запрет на денежные транзакции. Соответственно, проведение платежа в Meta будет рассматриваться как нарушение статьи 282 ч. 3 УК РФ — финансирование экстремистской деятельности.