Если не можете помочь делом, пожертвуйте деньги. Эксперимент с шестинедельным марафоном добрых дел, проведенный исследовательницей счастья, психологом Соней Любомирской, показал: люди, которые помогают другим, на 42% больше удовлетворены жизнью. Делиться и помогать, чтобы быть счастливыми, — это не просто благородная идея, а нейробиологический механизм, говорит Майкл Нортон — профессор психологии из Гарвардской школы бизнеса. И в основе этого механизма — реакция мозга на стресс.
Чтобы помочь другому, нашему мозгу нужно преодолеть два естественных барьера.
- Первый барьер — страх и недоверие. Переступить через них помогает окситоцин — «очень древний и очень классный гормон», как говорит о нем Роберт Сапольски. Изначально этот нейропептид, вырабатываемый гипоталамусом, обеспечивал заботу о потомстве, стимулируя материнские чувства к ребенку. Но за последние 50 тысяч лет его функционал стал намного шире. Теперь окситоцин — это по сути средство коммуникации: что-то вроде нейрохимического вайфая, создающего мгновенную невидимую связь не только между разными людьми, но и между нами и животными. (Когда собака и ее хозяин смотрят друг на друга, у обоих выделяется в мозге окситоцин.)
- Второй барьер — эгоизм. Человек — социальное существо, то есть помогать другим нам необходимо для выживания так же, как и заботиться о себе. Но отдать другому что-то свое — время, силы, ресурсы или деньги — это стресс. Пойти на такое мозг готов только ради награды. И он ее получает. Чтобы подсластить пилюлю, в момент помощи другому человеку наш организм выделяет эндорфины. Точно так же, как при физических нагрузках или сильной боли. Эти естественные аналоги опиатов действуют на мозг как микродоза морфия. Именно благодаря эндорфинам мы ощущаем после доброго дела разливающееся в груди тепло — «эйфорию помощника».
Оба эффекта связаны с четко регистрируемыми изменениями в работе мозга. Как показывает сканирование в режиме реального времени, когда мы помогаем или жертвуем деньги, в мозге активизируются две области. Субгенуальная передняя поясная кора (subgenual anterior cingulate cortex), которая играет ключевую роль в формировании социальных связей и привязанностей. И мезолимбический путь — важный элемент механизма, который регулирует ощущение удовольствия и усиливает эйфорию от эндорфинов и дофамина.