С Лизой я познакомился в приюте, куда доставил очередную партию корма. Мои друзья-собачники частенько привозят с выставок большие мешки, которые выделяют в рекламных целях спонсоры.
- Не едят мои его, понимаешь. - Пожаловался как-то Костя, заводчик кане-корсо. - У нас свой рацион. И не взять неудобно. Вот и стоит. Занимает место.
- В приют отдай. - Посоветовал я. - Там всегда не хватает еды. Да и корм, вроде, неплохой.
- Неплохой. - Вздохнул Костя. - Только, когда мне заниматься всем этим? Слушай, а, может быть, ты сам его туда отдашь? Ты же всё равно ездишь.
Я всё равно езжу. С тех пор, как подобрал на трассе двух бездомных собак. Они жили у дороги в раскисшей от дождей картонной коробке, оставленной для них каким-нибудь сердобольным водителем. Почему они не уходили оттуда, где добывали еду, осталось для меня загадкой. Но, когда той дождливой ночью, пробив колесо, я случайно притормозил у их раскисшего убежища и увидел два худых, прижавшихся друг к другу, силуэта, понял, что оставить их здесь уже не смогу.
Домой тоже было некуда. Бескомпромиссный, не терпящий других собак, метис овчарки Рекс и независимый кот Лео, вошедшие в мою жизнь незадолго до этого события, ни за что бы не стали делить нашу скромную однушку с другими обитателями. Иногда казалось, что они и друг друга терпят с трудом. Тем не менее, мне доводилось застать их врасплох, совместно спящими на широком потертом диване, что свидетельствовало о достаточной толерантности обеих сторон.
Но и бросить этих двоих без малейшей надежды на спасение было бы с моей стороны форменным свинством. На удивление быстро псы поняли, чего я хочу от них, и сами залезли в машину.
Так я познакомился с нашим городским приютом для бездомных животных. Моих найдёнышей долго не хотели брать, и согласились только после того, как я пообещал оказывать приюту всяческую посильную помощь, в том числе и материальную.
Да, я ведь хотел рассказать про Лизу. Её все называли именно так, хотя возраст предполагал уже обращение хотя бы по имени-отчеству. Маленькая и худенькая, она безропотно таскала тяжёлые вёдра с водой и ловко орудовала лопатой, убирая с территории грязь.
Сдав строгой мужеподобной Антонине Васильевне очередные пакеты с кормом, и навестив своих "придорожных близнецов", Лаки и Грея, как назвали их здесь, в приюте, я уже направлялся к выходу, когда шедшая мне навстречу Лиза вдруг споткнулась о неровный настил. Я придержал её одной рукой, второй перехватил полное ведро, которое она несла к вольерам.
- Я помогу. Куда идти? - Сказал ей. Она молча кивнула. И продолжила свой путь. В тот день я помог напоить собак.
А в один из следующих визитов спросил о ней у Антонины Васильевны.
- Лиза однажды пришла к нам, как волонтёр. - Пояснила она. - И, вот, ходит ежедневно. Положа руку на сердце, я даже фамилии её не знаю. Она сама о себе не рассказывает, а мы и не допытываемся. А работает хорошо, да ты сам видел. Мало кто так...
Она не договорила, а я с тех пор наблюдал за Лизой, удивляясь её нечеловеческой работоспособности и немой тайне. И, когда мог, старался помочь.
В канун восьмого марта мне внезапно захотелось поздравить женщин, работающих в том самом приюте. Я никогда не видел их в другой обстановке, а всегда в старой рабочей одежде, среди постоянно требующих чистки вольеров, мисок, подстилок. Он вечно что-нибудь делали, и застать их праздно сидящими было сложно.
Я приехал под вечер. Открыл багажник и, на этот раз, вместо привычного своего груза достал охапку цветов. Видели бы вы, как засветились их глаза. Никакая грязная мешковатая одежда не могла спрятать внутри себя ту внутреннюю красоту, которая просыпается в женщине, когда ей дарят цветы. Протянул букет и Лизе.
Она бережно взяла в руки свежие упругие стебли тюльпанов, прикоснулась губами к нежным бутонам, и вдруг подняла на меня свои огромные серо-дымчатые глаза. Я внезапно понял, что Лиза ещё совсем не старая женщина, к тому же красивая.
- Спасибо. - Очень тихо сказала она. - Мне так давно не дарили цветов.
Девчонки сразу же засуетились, доставая невесть откуда взявшуюся снедь. Весело зашумел чайник. Антонина Васильевна, растеряв всю свою мужеподобную строгость, хлопотала, отрезая мне самый красивый кусок торта, привезённого вместе с цветами.
Но дома ждал Рекс и, торопливо попрощавшись, я уехал. Заметив одинокую фигурку, идущую по обочине, притормозил.
- Лиза, что же вы не остались? Давайте я подвезу.
Я предполагал, что она откажется, но она неожиданно кивнула и села в машину, бережно прижимая к себе цветы. Оказалось, что живём мы в одном районе.
- Как же вы добираетесь сюда каждый день? - Удивился я. - Через весь город, по пробкам.
- Выезжаю пораньше. А вечером возвращаюсь, когда пробок уже нет.
- А домашние? Они не сердятся, что вас не бывает дома?
- У меня никого нет. - Коротко ответила Лиза.
Испугавшись, что она опять замкнётся в себе, я торопливо сказал:
- У меня тоже. В смысле, есть, конечно. Собака и кот. Хотите познакомлю вас с ними?
Каким-то внутренним чутьём я ощутил, как не хочется ей сейчас возвращаться в свою пустую квартиру.
* * * * *
Мы пили чай на моей маленькой кухне. В вазе стояли тюльпаны. Рекс мирно дремал в коридоре, а Лео наблюдал за нами с высоты кухонного шкафа.
- Лиза, а расскажите о себе. - Пугаясь собственной смелости, попросил я. - Почему вы всё своё время проводите в этом приюте? Почему грустите? Конечно, если не ответите, я не буду настаивать.
- Мы с мужем оба врачи. - Начала она. Я замер, боясь спугнуть её робкое откровение. - Жили, как все. Работа, квартира. Двое детей. Сыновья: Денис и Миша. Почему муж так не любил старшего сына, не знаю. Но доставалось Денису за малейшую провинность. Однажды, ещё совсем маленьким, он принёс из сада красивую красную машинку. Оказалось, взял без разрешения у мальчика. Отец так отхлестал его по рукам ремнём, что на следующий день они распухли, и Денис несколько дней не ходил в садик. Я не вмешивалась. Наверное, каждая мать боится, что её ребёнок, без должного воспитания, пойдет по наклонной. Но муж был слишком строг. Когда родился Миша, он стал говорить "твой сын" и "мой сын". Миша был его. Ему прощалось многое из того, за что наказывали старшего. Он сознательно унижал Дениса, заставляя его самого приносить инструмент для порки. Мальчик весь трясся, когда нёс отцу этот злосчастный ремень. Однажды Денис заигрался во дворе, и муж отправился его искать. Я укладывала Мишу, и о том, что случилось дальше, мне рассказала соседка. Мальчишки нашли за гаражами совсем маленького щенка. Возились с ним целый день, строили будку, кормили. Денис тоже был с ними и совсем забыл про уроки. Когда муж увидел сына, держащего на руках уличного щенка, он пришёл в ярость. Схватил мальчика за шиворот, а собачку вырвал из рук и просто швырнул на землю. Щенок ударился головой о ту самую будку, которую весь день строили дети. Жизнь Дениса стала невыносимой. Ребята не хотели дружить с ним, открыто говоря, что его отец - убийца. Слух быстро разлетелся по школе, и сын перестал туда ходить. Учительница вызвала мужа для разговора. Вернувшись, он так ударил Дениса, что пришлось вызывать скорую. Мы развелись. Я забрала мальчиков и уехала, куда глаза глядят. Устроилась на вредное производство, в лабораторию. Там хорошо платили. Мы, наконец, начали жить спокойно. Но Денис не простил мне ни моё безмолвное согласие с действиями его отца, ни то, что я не смогла его защитить. Едва закончив школу, он поступил в военное училище, и больше я ничего не слышала о нём. Сын не хочет больше меня знать.
- А Миша?
- Миша вырос и уехал к отцу. Он так и остался "его сыном". Я отвратительная мать, не сумевшая сделать счастливыми своих детей. Если бы вы знали, как я проклинала себя за всё то, что им пришлось пережить. Вернулась в родной город, купила маленькую комнату в бывшем общежитии. Получаю свою досрочную пенсию и не знаю, зачем живу. Случайно услышала объявление, что требуются волонтёры в приют. Почему-то сразу вспомнила того Денискиного щенка. Вот и хожу теперь каждый день. Если уж, не смогла тогда помочь ни ему, ни собственному ребёнку, то буду помогать другим, пока есть силы. Это моя епитимья. Не знаю, смогу ли я когда-нибудь искупить свою вину.
- Лиза, а вы не пытались найти Дениса?
- Я не посмела, он не хочет видеть меня.
- Но так нельзя! - Не выдержал я. Не мог не сказать, хоть и боялся ранить ещё больше. - Нельзя всё время плыть по течению. Нельзя воспринимать жизнь, как наказание. Пока можно что-то изменить, сделайте это.
Я проводил её до дома. Забытый букет тюльпанов так и остался стоять в вазе.
* * * * *
- Здравствуйте! Это вы мне звонили? - На меня смотрел высокий широкоплечий мужчина с большими дымчато-серыми глазами.
- Здравствуйте, Денис! - Я крепко пожал ему руку. - Рад, что вы приехали.
- Я подумал над нашим разговором. И знаете, вы правы. Есть моменты, когда уже изменить ничего нельзя. Я, по роду профессии, слишком близко их видел. И, пока можно что-то исправить, хочу это сделать.
- Вы простили её?
- Да. - Без заминки ответил он. - Понять так и не сумел, но простил. Хоть и не думал, что это когда-нибудь произойдёт. А где сейчас... мама?
- Как всегда. В приюте. Поехали?
- Поехали.
Лиза шла, по обыкновению, опустив голову. Мы стояли у ворот, глядя на её худенькую фигурку. Она двигалась медленно, тяжелое ведро с песком оттягивало руку. Когда Денис без слов перехватил тонкую железную ручку, она взглянула на него, как когда-то на меня, мельком, и замерла. Побледнела так, что я испугался, как бы она не лишилась чувств. Большие красивые глаза наполнились влагой, и я скорее прочёл по губам, чем услышал:
- Прости меня, сынок.
Денис опустил на землю свой груз. И обнял её обеими руками, словно закрывая от этого злого и жестокого мира. Как когда-то не смогла защитить его, маленького, она сама. А я смотрел на них и думал, что, наверное, не всё ещё потеряно в жизни, пока есть в ней люди, способные искренне раскаиваться, любить и прощать.
Внимание! Все текстовые материалы канала Йошкин Дом являются собственностью канала и объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование материалов данного канала без предварительного согласия правообладателя. Цитирование разрешено только при указании гиперссылки на канал Йошкин Дом https://zen.yandex.ru/id/5f8f427d77454e74d3aae539 Коммерческое использование запрещено.