Моя близкая подруга работает в IT-подборе. Недавно она рассказала о ситуации, возникшей на прошлом месте работы. В ответ на предложение очередной кандидат получает контроффер с текущего места и отказывается. Руководитель моей подруги перебросив вину за случившееся на нее, сказала, что нужно наращивать навык "продажи" компании и вакансии, тогда и кандидаты отказываться не будут. Как Вам такое?
Мне захотелось порассуждать.
Давайте сперва очертим границы ответственности:
- Рекрутер отвечает за процесс подбора, но делает это в соответствии с профилем должности и картой поиска. Он выполняет поиск согласно заданным критериям, отклоняясь на допустимое заказчиком, оговоренное заранее значение. Важно! "На берегу" рекрутер должен донести до всех стейкхолдеров состояние рынка труда, а также собрать критерии, соблюдение которых выведет поиск в русло, где ЕСТЬ кандидаты (высокая заработная плата - не всегда плюс, а слишком амбициозные задачи могут сломать поиск, но об этом в другой раз).
- ЗАКАЗЧИК ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ, основываясь на результатах ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА РЕКРУТЕРОМ. Здесь 2 ключевых момента, и их я выделила "caps lock".
Если очередной (!) кандидат отказывается от оффера, значит:
- Рекрутер плохо проанализировал рынок, и они вместе с Заказчиком составили неправильный профиль должности;
2. Заказчик не послушал рекрутера (читай, нет партнерства) и повел компанию на рынок труда прямо в "яму отсутствия предложений" кандидатов.
3. Компания неконкурентоспособна (это уже совсем другая история).
Наш конкретный случай под номером 2. Компания не в рынке. Но вместо того, чтобы скорректировать условия, руководитель винит рекрутера в непрофессионализме. Смешно, правда? Как по мне, кандидаты совсем не дураки, и хотя "доброе слово и кошке приятно", если у компании нет ничего "вкусного", то хоть ты с бубном перед ним пляши, хоть на дудочке играй, он отошьет твой оффер с вежливой доброй улыбкой. И дело тут не в профессионализме.
Как бороться с Заказчиком подбора, и стоит ли оно того?
- Если руководитель принимает неверное решение по незнанию, конечно, стоит. Более того, это наша задача. Бывает, что профиль должности корректируется уже в процессе активного поиска. И это нормально. Рынок - живой организм.
- Если руководитель принимает решение из-за нехватки профессионализма/жадности/принципиальности и т.д., Вам решать - работать с ним дальше или нет. Можно продолжать бороться, либо сменить компанию. Моя подруга пошла по второму пути и сейчас работает в не очень большой (но с крутым продуктом и завидными бюджетами) IT-компании в Москве. И таких вопросов там не возникает, потому что руководство слушает и слышит своих сотрудников, видя их профессионализм (а иначе зачем принимать на работу других людей, если не можешь делегировать на них задачи?), доверяя и поддерживая тем самым атмосферу партнерства.
Услышав эту историю я задумалась. Ведь мы как кадровое агентство, я как руководитель каждый день делаю этот выбор, работая "с" и "для" десятков руководителей компаний-заказчиков. И почти каждый раз я выбираю путь проработки проблемы.
Что мы делаем, попадая в ступор по вакансии?
- Высветляем проблему подбора - она есть, но это не страшно;
2. Показываем, что находимся в "яме отсутствия предложений" кандидатов (делаем специальную презентацию, где наглядно показываем статистику);
3. Предлагаем пути решения:
• Оставить все, как есть - тогда искать будем долго (или не будем вовсе);
• Снизить/поменять требования - ускорится поиск, изменится портрет кандидата;
• Улучшить/поменять условия - ускорится поиск, изменится портрет кандидата.
4. При выборе 2 или 3 варианта переписываем профиль должности и карту поиска под новый запрос. Ищем дальше.
Такая стратегия не всегда бывает проста. Но практически всегда нам удается прийти с Заказчиком к выгодному решению. Хотя несколько раз мы прерывали отношения после нескольких тщетных попыток изменить ситуацию. Здесь уже вопрос о партнерстве (читайте предыдущие посты).
А Вы как считаете, кто виноват, что кандидаты не оффер отклоняют?
#оффер #подборперсонала #HR #рекрутинг #кадровое агентство