Найти тему
Новый учитель

Как создать коммуникативную культуру на уроке и вне его?

Коммуникативная культура — это всё то, что влияет на наше общение друг с другом. Чаще всего под этим понятием подразумевают набор норм, ценностей, личных качеств, а также знаний и навыков, которые помогают (а в некоторых случаях мешают) нам общаться. В рамках класса мы понимаем коммуникативную культуру как любое общение, происходящее внутри него: на уроке и вне урока (на перемене или после занятий), взаимодействие учителя с учениками и учеников друг с другом.

Мы собрали несколько рекомендаций для учителей, которые помогут развить у детей коммуникативные навыки и повысить коммуникативную культуру в классе.

1. Правило «Один говорит — другие слушают». Это правило гарантирует ученику время высказаться и быть услышанным. Учителю следует предупредить детей, что задать вопросы или прокомментировать сказанное они могут в специально отведенное время.

2. Каждый устный ответ сопровождается позитивной обратной связью. Для многих учеников высказываться на уроке — это стресс. Учитель может создать для каждого ученика ситуацию успеха от устного ответа, если даст позитивную обратную связь (даже если ответ был неверным или частично неверным). Например: «Я рад, что сегодня ты решил принять участие в обсуждении» или «Ты правильно назвал век, в который произошло это событие. Кто может уточнить год?»

3. Модерирование фронтального опроса. Фронтальный опрос — это классический опрос на уроке, когда учитель задает вопросы, а ученики отвечают «по руке». Существует несколько технологий для организации работы учеников во время такого опроса (например, «холодный обзвон», «горячий обзвон», «время ожидания» и т. д.). С их помощью учитель избежит ситуации, когда во время устного ответа класс фокусируется на нескольких учениках, а остальные не имеют дополнительной мотивации для участия в обсуждении.

4. Только полные ответы. Часто учитель слышит одно верное слово и учитывает его как верный ответ. Культура полных ответов поможет ученикам качественно формулировать связные предложения устно и на письме.

5. Отказы не принимаются. Эта рекомендация тесно связана с пунктом «Каждый устный ответ сопровождается позитивной обратной связью». Ученикам бывает некомфортно отвечать устно, когда они не знают правильный ответ. В таком случае учителю следует создавать безопасную среду в классе, где просьба высказаться выглядит гармоничной. Например, дать возможность ученику порассуждать вслух.

6. Вести трекинг учеников по устным ответам на уроках: отмечать, кто ответил, а кто нет, чтобы гарантировать равенство возможностей. Часто учителю бывает сложно отследить ответы детей в классе из 25-30 человек, но можно делать это с помощью технологии «Фотография класса».

-2

7. Дифференциация сложности вопросов для учеников при модерировании устного опроса. Мы уже говорили о дифференциации в материале «Как мы учимся». Учитель примерно представляет себе уровень знаний каждого ученика. При составлении списка вопросов для фронтальной работы на уроке можно планировать, кто из учеников будет отвечать на тот или иной вопрос. Тем самым большая часть учеников сможет принять участие в устной работе и оказаться в ситуации успеха.

8. Устная и письменная коммуникация должна стать рутинной. Для того, чтобы развивать навыки коммуникации, нужно осознанно уделить им время в ваших уроках. Ученики должны знать о видах опросов, о том, когда и зачем они отвечают устно или пишут тексты. Задания не должны быть неожиданностью для детей.

9. Отказаться от вопросов, на которые ответ знает только учитель. Бывают ситуации, когда учитель хочет получить от ученика конкретный ответ (например, слово или термин). Здесь учитель может и повторять вопрос с разной интонацией, и задавать наводящие вопросы, но все это тратит время и создает ощущение «игры в угадайку», где сам смысл ответа теряет значимость.

-3

Важной частью коммуникативной культуры является умение слушать собеседника. В классе ученикам важно быть услышанными и чувствовать, что их ответы значимы. Учитель должен быть гарантом и примером такой коммуникации. Что же мы можем сделать, чтобы показать ученику, что сказанное им для нас действительно важно?

  1. Следовать правилам эффективного общения. Нужно слушать внимательно и не отвлекаться, соблюдать границы личного пространства (как физические, так и эмоциональные) и не перебивать без необходимости.
  2. Практиковать пассивное слушание (внимательное молчание). Цель пассивного слушания — в предоставлении партнеру возможности высказаться, выплеснуть эмоции. Этого можно достичь, используя такие приемы, как открывающие реплики («У тебя что-то случилось?», «Ты хочешь что-то мне рассказать?» и т. д.), подкрепляющие реплики или «угу-реакция» (междометия, демонстрирующие внимание и участие: «да», «ага» и т. д.) и минимизирование вопросов и комментариев по смыслу (не перебивать, не переспрашивать, не сбивать с логики изложения).
  3. Практиковать эмпатическое слушание. Здесь учителю поможет метод валидации (М.Соренсен).
  • Слушать с эмпатией и проявлять интерес к ситуации: «Что случилось?», «Что ты почувствовал в этот момент?»
  • Признать эмоцию — определение конкретной эмоции и оправдание ее: «Ты потратил так много сил на презентацию. Представляю, как ты волновался перед ответом».
  • Дать совет или поддержать человека. Обратную связь следует давать только при необходимости. Например, «Как я могу помочь?» или «Хочешь узнать мое мнение? Позволь дать совет?»
  • Снова признать эмоцию. Финалом разговора может быть признающий комментарий: «Еще раз поздравляю, я за тебя очень рада!» или «Это сложная ситуация, но, похоже, у тебя есть план».

Эмпатическое слушание направлено на работу с человеком, у которого есть запрос к коммуникации. Метод валидации сложно применить в момент, когда учителю нужно мотивировать ученика ответить на уроке, однако он отлично поможет выстроить коммуникацию с учениками в классе и повысить уровень коммуникативной культуры.

То, какой будет коммуникативная культура в классе, зависит как от учителя, так и от учеников. Учитель в этом случае выступает гарантом норм и ценностей, о которых дети договариваются заранее. Позитивная и доброжелательная коммуникация влияет не только на на учебный климат, но и на личные отношения детей друг с другом и с преподавателем.

Список литературы:

  1. Ю. Б. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»;
  2. Д. Лемов «Мастерство учителя»;
  3. Майл Соренсен «Услышать и понять»;
  4. Г. А. Цукерман «Виды общения».

Узнать больше о программе «Учитель для России».

#учитель #обучение #школьное образование #школа #образование