В 2020 году марка Payot отпраздновала свой 100-летний юбилей. Предлагаем вам окунуться в историю марки и узнать подробнее о ее средствах. А чтобы было нагляднее и понятнее, рассказ дополнен датами важнейших бьюти-событий того времени.
1872 год — химик Жан Батист Буссинго (Jean Baptiste Boussingault) извлекает из сока ягод рябины спирт сорбитол. В косметологии сорбитол используют до сих пор — как увлажнитель и загуститель.
1882 год — Химик Отто Браун и врач-фамаколог Оскар Либрайх получают животный воск ланолин из шерсти овец. Выясняется, что этот воск смягчает и питает кожу, убирает чувство стянутости и шелушения.
1887 год — рождается Надя Раша
Надя-Грегория, родилась в Одессе, в семье Григория и Паулины Раша. У девочки десяток братьев и сестер. Чем занимался отец семейства, точно не известно, но Раша явно не бедствуют: доходы позволяют нанять французских и немецких гувернанток.
Среди сестер маленькая Надя выделяется тихим нравом, упорством и далеко идущими (и не слишком стандартными) планами на будущее. Она мечтает не выйти замуж, а стать врачом, что в царской России неслыхано: указ 1864 года запрещает женщинам получать специальное образование. Да и вообще, какая работа?.. Но семья идет Наде навстречу. Когда девушке исполняется 20 лет, ее отправляют учиться в Швейцарию.
- 1892 год — выходит первый номер американского Vogue;
- 1892 год — зубную пасту начинают продавать в тюбиках;
- 1907 год — Елена Рубинштейн выпускает линию средств Valaze;
- 1910 год — Элизабет Арден выпускает первую линию косметики — Venetian Line;
- 1913 год — начинается производство целлофана.
1913 год: Надя-Грегория Раша — одна из первых в мире дипломированных женщин-врачей
Спустя шесть лет в Лозанне Надя заканчивает медицинский факультет. Она планирует вернуться в Россию, но на последнем курсе знакомится со студентом Политехнического института французом Эдмоном Пайо.
Надя не обладает классической красотой, зато у нее большие глаза, светло-каштановые вьющиеся волосы и море обаяния. Эдмон делает ей предложение, Надя говорит «Да!» и меняет фамилию на Пайо. В 1913 году она с блеском заканчивает образование и становится одной из первых в мире женщин-врачей.
Эдмон Пайо также защищает диплом в своем ВУЗе. По окончании его отправляют в Аргентину строить железную дорогу. Его юная жена воспринимает распределение с энтузиазмом: это почетно, достойно… и страшно увлекательно!
Супруги едут в провинцию Сальта, где Надя работает волонтером в больницах и приютах, помогая беднякам, у которых нет средств на лечение.
- 1916 год — компании Titanium Pigment Corporation of Niagara Falls, New York и Titan Co. A.S., Norway начинают промышленное производство белого пигмента — диоксида титана.
1917 год — Надя Пайо переезжает в Нью-Йорк
В 1917 году Эдмону предлагают переехать в Америку. Зимой того же года супруги оказываются в огромном мегаполисе. Нью-Йорк — шумный, роскошный, бурлящий энергией. Надя посещает салоны красоты и остается совершенно очарована разнообразием лосьонов и кремов, уходовыми процедурами и изысканным обслуживанием, которое в этих салонах принято.
Одновременно она знакомится со знаменитой русской балериной Анной Павловой. Анне — 36 лет, ее тело — как у 20-летней девушки, но Надя обращает внимание на лицо, которое выглядит не настолько свежо. Усталость и морщинки не скрывает даже театральный грим. Пораженная этим контрастом, она интересуется, как балерине удалось сохранить фигуру. «Я просто каждый день упражняюсь», — честно отвечает Анна Павлова.
Так Пайо приходит к мысли о важности натренированных мышц. Анна тренировалась ежедневно, и ее тело сохранило молодость, а лицо не подвергалось нагрузкам и потеряло форму. Чуть позже Надя развивает эту теорию дальше: красота связана и со здоровьем, и с состоянием души, и сознанием.
«Лицо – это книга, которая рассказывает о радостях и печалях, страданиях и удовольствиях целой жизни». (Книга «Быть красивой», доктор Н.-Г. Пайо, 1933 год).
Примерно так же мыслят и две другие, самые влиятельные в мире бьюти женщины. Элизабет Арден и Елена Рубинштейн по очереди предлагают Наде сотрудничество. Пайо отвечает отказом обеим — в ее планах сделать свою косметику и открыть собственный салон.
- 1919 год — Франция принимает законопроект о контроле качества косметических ингредиентов;
- 1920 год — выходит первый Vogue France.
1920 — гимнастика для лица и первые средства Payot
1920 год тоже оказывается богат на события. У Нади и Эдмона рождается сын Альбер, они переезжают в Париж. Здесь Надя варит первые средства. Сырье покупает у фармацевта-травника, сама придумывает пропорции и выбранные ингредиенты смешивает у себя на кухне, как алхимик в магической лаборатории. Как врач она хорошо разбирается в лекарственных растениях и создает формулы по аптечным законам.
Уже через год Надя выпускает первую линию косметики: кремы Creme N1 и N2, Lotion N1 и N2, подсушивающий лосьон Speciale 5. И открывает первую лабораторию в предместье Парижа.
Одновременно, вспоминая встречу с Павловой, Надя разрабатывает гимнастику для лица и шеи — «42 движения»: «Массаж стимулирует кожу. Энергия, которую он ей сообщает, изначально механическая и внешняя, вскоре превращается в энергию внутреннюю: массаж укрепляет усталую кожу, и она лучше сохраняется, больше не теряет свою силу, становится прочнее, обретает способность бороться«. (Книга «Быть красивой», доктор Н.-Г. Пайо, 1933 год).
- 1921 год — Габриэль Шанель выпускает духи Chanel N5.
1921 год — первый бестселлер Payot
Крем Creme №2 быстро становится бестселлером. Надя разрабатывала его для раздраженной поврежденной кожи.
Крем сочетал в себе лучшее из фитотерапии (экстракты солодки, кунжута и кукурузы) и ароматерапии (эфирные масла тимьяна и лаванды). Первые быстро смягчали и уменьшали покраснения и раздражения, вторые возвращали комфорт и успокаивали. Соединение цинка, заимствованное из медицины, помогало быстро заживить и восстановить кожу.
Мало какому средству выпала такая долгая жизнь, как Creme N2: он прекрасно продавался с 1921 по 2017 год. А в 2017 году дал начало одноименной космецевтической линии для чувствительной и реактивной кожи. Формула самого средства не изменилась, поменялась лишь упаковка (теперь это туба, а не банка) и название — Creme N2 L’Originale.
Надя Пайо — доктор, косметолог, изобретатель и талантливая бизнесвумен. Чтобы проложить себе путь в бьюти-индустрии начала ХХ века, нужно было обладать страстью и умом. И знать, чего хочет женщина. Надя прекрасно знала. Женщины сто лет назад хотели ровно того же, что и сейчас: «Наша эпоха – время ярких цветов и бешеных ритмов, я бы сказала, время эстетической инфляции. Женщина хочет превзойти самое себя. Она хочет блистать». Книга «Быть красивой», доктор Н.-Г. Пайо, 1933 год.
Материалы предоставлены www.beautyinsider.ru